25.09.2019

Права вкладчиков банка

Права вкладчиков банка

В данной статье описывается где прописаны права вкладчиков, а также в какие инстанции можно обратиться при их нарушении.

Часто бывает так, что люди при открытии депозита, доверяясь банку, не читают договор. Впоследствии, данная ошибка может привести к таким последствиям, как потеря части дохода с депозита либо вообще всех денег. Для того что избежать этих последствий, нужно знать свои права вкладчика, а также как их защищать. В данной статье, мы подробно рассмотрим, где прописаны права вкладчиков, а также в какие инстанции можно обратиться при их нарушении. 

В первую очередь куда стоит смотреть, если Вы считаете что ваши права были нарушены банком, это договор банковского вклада, который Вы подписывали при открытии депозита. В данном документе четко описаны права обязанности каждой из сторон сделки. Договора банковского вклада должны содержать такие данные:

  • размер ставки вознаграждения, в том числе ставки вознаграждения в достоверном, годовом, эффективном, сопоставимом исчислении (реальную стоимость) на дату обращения;
  • порядок изменения размера ставки вознаграждения и способ уведомления об этом;
  • возможность пополнения/изъятия вклада;
  • порядок досрочного частичного изъятия вклада и расторжения договора вклада;
  • порядок пролонгации срочного и сберегательного вкладов после истечения срока, а также условного вклада после наступления тех обстоятельств, с которыми договор банковского вклада связывает возврат вклада (согласно гражданскому законодательству РК, договор банковского вклада считается продленным на условиях вклада до востребования, если иное не предусмотрено договором);
  • порядок уведомления вкладчика о невозможности пролонгации договора банковского вклада на условиях, предусмотренных договором, при закрытии депозитного продукта банком. 

В случае возникновения разногласий и споров, которые могут возникнуть из договора банковского вклада или в связи с ним, начинает действовать Гражданский Кодекс РК. Права и обязанности вкладчиков и банков изложены в статьях с 756 по 767 включительно. 

Законом, регулирующим деятельность банков, является Закон РК от 31 августа 1995 года № 2444 «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан». В данном законе также есть статьи, описывающие права вкладчиков банков.

Также, стоит обратить внимание на Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 31 августа 2016 года № 207 «Об утверждении Правил открытия, ведения и закрытия банковских счетов клиентов». 

В каких ситуациях банк несет ответственность перед вкладчиком?

Есть множество ситуаций, когда у банка появляется вина перед вкладчиками. Наиболее распространенной является нарушение условий договора банковского вклада, который банк заключает с клиентами. Также на практике встречаются и другие нарушения со стороны банка:

  • Банк отказывается исполнять свои обязательства по договору;
  • Вкладчику не возвращаются его законно заработанные средства в виде начисленных процентов;
  • Денежный депозит принят ответственным лицом, который не располагает такими полномочиями;
  • В процессе оформления договора было нарушено действующее законодательство РК;

В случае одного из вышеперечисленных нарушений, вкладчик имеет полное основание на защиту своих прав. К примеру, он может воспользоваться правом востребования полного размера вклада с вознаграждением в виде начисленных процентов по депозиту. Любое несоблюдение условий договора банком сопровождается их выполнением и выплатой штрафа вкладчику.

>>>>Самые выгодные депозиты в 2019 году

В какие инстанции можно обратиться?

Вкладчики располагают несколькими способами защиты своих прав. Одним из способов является написание претензии в банк, в котором Вы размещали свой вклад. Однако претензию стоит направлять в банк, если Вы считаете свои требования обоснованными. Как-никак ваша подпись на договоре предполагает, что Вы полностью согласны с его условиями, даже если они не совсем удобны вам. Другое дело, когда банк не соблюдает некоторые условия договора. 

Также не стоит исключать ситуацию, в которой банк прописывает в договоре условия, противоречащие законодательству РК. В случае противоречий условий договора законодательству, подпись вкладчика не означает согласия с его условиями и нарушением собственных прав. Пункты, которые противоречат закону, считаются ничтожными, а сам такой договор вообще может быть признан недействительным. В таком случае вкладчику будет легче доказать свою правоту.

Письменную претензию необходимо грамотно составить. В случае если Вы не можете сделать это сами, вам может помочь грамотный юрист за небольшое вознаграждение. Пишите строго по делу без воды, подкрепляя ваши доводы ссылками на статьи законодательных актов РК. При этом укажите, чего вы хотите добиться – компенсации или же возврата вклада, либо другие действия со стороны нарушителя.

Обращение в Национальный Банк РК

Если Вы считаете, что ваши права вкладчика были нарушены, то Вы можете обратиться в Нацбанк РК: письменно по адресу: 050000, г. Алматы, ул. Айтеке би, 67.

Также можно обращаться в Общественную приемную Нацбанка за получением правовой помощи по адресу: г. Алматы, ул. Айтеке би, 67, телефон для справок 7(727)2619213, 7(727) 2788104 вн.5573;

К тому же можно зайти в раздел «Защита прав потребителей финансовых услуг» мобильного приложения «НБК «Online».Это мобильное приложение «НБК «Online» доступно для скачивания на государственном и русском языках в магазинах AppStore и PlayMarket.

Клиенты банков также могут обратиться в филиалы Нацбанка РК.

Обратиться можно и к банковскому омбудсману: А15GП8Е2, г. Алматы, пр. Н. Назарбаева д.175 офис 302., тел. +7 (727) 261 22 16, +7 708 983 30 16, е-mail: office@bank-ombudsman.kz, сайт: https://bank-ombudsman.kz/home/?lang=ru

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

На что стоит обращать внимание при выборе банка?

 

Последние статьи
Все статьи