Регулирующие доходы: просто о сложном для финансового непосвящённого
Регулирующие доходы — это дополнительные средства, которые поступают в бюджеты регионов Казахстана (областей, городов республиканского значения, районов) за счет перераспределения национальных налогов и сборов. Их главная задача — обеспечить равные финансовые возможности регионам с разным уровнем доходов.
В отличие от закрепленных доходов (т.е. налогов, которые полностью, стабильно остаются за конкретным бюджетом), регулирующие доходы НЕ закрепляются навсегда за одним регионом. Государство определяет их объем и распределение ежегодно через специальные нормативы и механизмы трансфертов.
Важно: В реальности регулирующие доходы — это инструмент бюджетного регулирования, с помощью которого государство сглаживает различия между «богатыми» и «бедными» регионами, поддерживая баланс развития по всей стране.
Зачем нужны регулирующие доходы и где они применяются?
Выравнивание бюджетной обеспеченности. Экономически сильные регионы формируют избыточные поступления по налогам, а слабые часто не могут собрать достаточно средств для базовых нужд. Регулирующие доходы позволяют перераспределять собранные налоги для поддержки таких регионов.
Финансирование приоритетных государственных программ и инфраструктуры — школы, больницы, дороги, социальные выплаты.
Гибкость: Такой подход дает возможность государству оперативно реагировать на изменения в экономике регионов — направление доходов можно корректировать каждый год.
Пример на казахстанских реалиях
Давайте представим: в областях А и Б собираются разные суммы налога на доходы физических лиц. Область А — промышленная, крупные предприятия, высокая зарплата, большой налоговый поток. Область Б — сельская, доходы ниже.
Часть налога из А «регулируется» государством и за счет этого поступает в бюджет Б, который смог бы иначе покрыть только половину социальных расходов.
Это подкрепляется официальным нормативом — государство каждый год утверждает процент, который регионы отдают в общий котел.
Таким образом, даже в :малодоходных: регионах жители получают доступ к тем же социальным благам, что и в богатых областях.
Чем отличаются регулирующие доходы от закрепленных?
Основные понятия бюджета (коротко и просто)
Закрепленные доходы — это постоянный, неотчуждаемый источник конкретного бюджета (например, местный земельный налог).
Регулирующие доходы — это гибко распределяемые национальные налоги (например, подоходный налог, корпоративный, НДС), доли которых государство ежегодно меняет в зависимости от потребностей регионов.
Показатель | Закрепленный доход | Регулирующий доход |
Пример налога | Земельный налог, сборы | Подоходный налог, часть НДС |
Принцип | Остается в регионе | Делится на несколько бюджетов |
Кому помогает | Самостоятельность бюджета | Финансовое выравнивание регионов |
Изменчивость | Практически не меняется | Устанавливается Кабмином/Минфином |
Бюджетное регулирование через практику: кейсы, схемы
В 2023 году из-за падения доходов в одной из областей доля регулирующих доходов для нее была увеличена, что позволило профинансировать строительство больницы и школьных автобусов, в то время как бОльшая часть этих поступлений была собрана в западном развитом регионе.
На практике финансовые органы ежегодно проводят межбюджетное регулирование, используя специальные формулы и нормативы для перераспределения налогов между уровнями бюджета (республиканский — областной — районный).
Как регулирующие доходы влияют на ваш регион/бюджет?
Жизненные ситуации: почему это важно для бизнеса и обычных жителей
Бизнес: Для компаний и ИП четкое понимание, куда идут их налоги, помогает строить долгосрочные планы, правильно рассчитывать налоговую нагрузку и быть уверенными, что налоги работают на развитие всей страны.
Обычные жители: Благодаря системе регулирующих доходов, независимо от места проживания, государство обеспечивает одинаковый объем базовых услуг — нет ситуации, когда в одном регионе полные школы и доступная медицина, а в другом все финансируется по остаточному принципу.
Муниципальные власти: Могут прогнозировать поступления и планировать распределение расходов, инициировать новые проекты или реконструкции, зная какую долю доходов получит их бюджет по итогам регулирования.
Регулирующие доходы — это не просто строка в бюджетной таблице, а мощный финансовый инструмент сплочения страны. Они помогают государству уравнять стартовые возможности разных регионов, обеспечивают справедливость и прозрачность бюджетной политики. Чем лучше мы разбираемся в механизмах распределения доходов, тем эффективнее каждый участник бюджетного процесса, от специалиста до предпринимателя, может принимать решения.
Если у вас остались вопросы или вам нужен разбор на примере вашего случая — пишите мне или коллегам на finance.kz, мы разложим все по полочкам!
Рекомендации по визуальному материалу
Схема: "Движение регулирующих доходов между бюджетами" — стрелки от «богатых» к «бедным» областям, пояснение бюджетного регулирования.
Таблица: Сравнение закрепленного и регулирующего дохода на примере двух казахстанских областей.
Инфографика: Как меняются нормативы отчислений по годам.
Кейс-блок: Как изменение политики в 2023 г. повлияло на развитие региона (по документам Минфина и официальной отчетности).
Смотрите также
Банки, выполняющие на основе корреспондентского договора поручения друг друга по платежам и расчетам через специально открытые счета или через счета банков корреспондентов в третьем банке.
Сберегатели в Казахстане — это граждане, которые размещают свои деньги в банках, депозитах или других финансовых инструментах с целью сохранения и приумножения средств.
Превышение расходов бюджета над его доходами.
Определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах без налога на добавленную стоимость и акцизов, а также на ее производство и реализацию
Форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Казахстана.
Лицо выступающее с офертой.
Денежные суммы которые взимаются специально уполномоченными учреждениями за совершенные действия в пользу пред приятии или частных лиц.
Форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основах.
Бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.
Изъятие государством из обращения части обращающихся избыточных денежных средств с целью снижения инфляции.