Дата публикации: 11.06.2025 10:00
«Тормоз, а не драйвер экономики»: Депутат призывает к радикальному реформированию фонда «Самрук-Қазына»
Созданный в 2008 году как инструмент антикризисной политики национальный фонд «Самрук-Қазына» сегодня вызывает серьезные вопросы о своей эффективности и прозрачности. Депутат Мажилиса от партии Amanat Адиль Жубанов обратился с официальным запросом к премьер-министру Олжасу Бектенову, в котором подверг критике деятельность фонда и предложил комплекс мер по его реформированию.
Коррупционные риски и монополизация: что не так с «Самрук-Қазына»?
По данным, приведенным в депутатском запросе, более 60% всех закупок группы компаний «Самрук-Қазына» в 2023 году были осуществлены из одного источника. «Такие действия не соответствуют принципам рыночной экономики и создают потенциальные коррупционные риски, тем самым способствуют возникновению монополии», – отметил Жубанов.
Несмотря на то, что фонд создавался по образцу сингапурского Temasek Holdings, попытка адаптации этой модели к казахстанским реалиям оказалась неудачной. Депутат подчеркнул ключевое различие: в Сингапуре действуют жесткие механизмы институционального контроля и отмечается низкий уровень коррупции, тогда как Казахстан занимает лишь 93-е место из 180 стран в соответствующем рейтинге.
Системные проблемы и падение эффективности
Анализ, представленный в запросе, указывает на системную неэффективность управления фондом, концентрирующим до 50% ВВП страны. «Анализ рентабельности ключевых активов фонда, таких как АО «КазМунайГаз», АО «Қазақстан темiр жолы», АО «KEGOC», говорит о снижении финансовых показателей и увеличении долговой нагрузки при отсутствии прозрачных стратегий трансформации», – подчеркнул парламентарий.
Особую тревогу вызывает отсутствие своевременного внешнего аудита деятельности фонда, что препятствует объективной оценке эффективности использования государственных ресурсов.
Четыре шага к оздоровлению: что предлагает депутат
Адиль Жубанов убежден: без устранения системных дисбалансов в управлении и закупках «фонд будет продолжать оставаться тормозом, а не драйвером экономического развития». Для исправления ситуации он предложил правительству принять следующие меры:
- Всесторонний аудит. Провести внешний аудит эффективности деятельности фонда и его дочерних структур с привлечением независимых национальных и международных экспертов с последующим представлением отчета и рекомендаций.
- Передача активов в конкурентную среду. Осуществить поэтапную передачу профильных активов фонда в конкурентную среду в таких секторах, как логистика, строительство, телекоммуникации и недропользование, сохранив государственный контроль над стратегически важной инфраструктурой.
- Трансформация фонда. Разработать механизм трансформации, предусматривающий вывод непрофильных активов, отказ от закупок из одного источника и обновление составов советов директоров с привлечением независимых профессионалов международного уровня.
- Пересмотр формата. Рассмотреть целесообразность сохранения фонда в его текущем формате, при необходимости инициировав поэтапную трансформацию с передачей активов под прямое управление профильных министерств.
Предложенные депутатом меры направлены на повышение прозрачности, эффективности и подотчетности фонда, а также на снижение его избыточного давления на рыночную среду. Реализация этих предложений может стать важным шагом в реформировании системы управления государственными активами Казахстана и стимулировании здоровой конкуренции в экономике.
Ответ правительства на данный запрос станет индикатором готовности к серьезным структурным реформам в управлении одним из крупнейших государственных холдингов страны.