Дата публикации: 24.07.2025 13:00
Казахстан переходит на единый стандарт надзора за дорогами: что изменится в ближайшие годы
Казахстан начал разработку единого норматива технического надзора за автомобильными дорогами, который кардинально изменит подход к контролю качества дорожного строительства в стране. Как сообщает Kapital.kz со ссылкой на пресс-службу КаздорНИИ, новый документ объединит функции трех действующих нормативов и создаст единую систему контроля на всех этапах дорожных работ.
Что включает новый стандарт технадзора
Разрабатываемый норматив устанавливает четкий порядок выполнения работ, детально описывает функциональные обязанности специалистов технического надзора и предъявляет современные требования к оформлению документации. Особое внимание уделяется оснащению необходимым оборудованием, которое будет применяться при строительстве, реконструкции и ремонте дорог.
“Новый норматив разрабатывается как единый документ, охватывающий весь спектр деятельности по техническому надзору. Он заменит три действующих документа, которые после его утверждения утратят силу”, — отмечают в КаздорНИИ.
Международный опыт и казахстанские инновации
При создании нового ведомственного норматива РК специалисты изучили опыт ведущих стран мира. Анализ нормативно-технических документов Германии, Франции и России показал, что казахстанская практика в целом соответствует мировым стандартам. Однако принятый курс на систематизацию и унификацию подходов к контролю делает документ “Автомобильные дороги. Технический надзор” по-настоящему революционным шагом для отрасли.
Ключевыми целями проекта являются:
- обеспечение соответствия всех этапов дорожных работ утвержденной проектной документации;
- формирование единых требований к оформлению исполнительной и технической документации;
- внедрение современного, точного и надежного оборудования;
- повышение квалификации специалистов и усиление их ответственности за качество выполняемых задач.
Кто может участвовать в разработке
В КаздорНИИ уже сформирована рабочая группа по разработке норматива. Примечательно, что к обсуждению проекта приглашаются все заинтересованные специалисты, организации и представители отрасли. “Участие в процессе позволяет напрямую повлиять на формирование будущих стандартов дорожного надзора в стране”, — подчеркивают в институте. Заявки на участие и предложения принимаются в АО “КаздорНИИ”.
Текущее состояние дорог и планы на будущее
Необходимость усиления контроля за качеством дорог становится особенно актуальной на фоне статистики: доля автодорог республиканского значения в плохом состоянии увеличилась до 14%. Для решения этой проблемы Министерство транспорта планирует установить на дорогах в регионах более 200 автоматизированных систем измерения.
Согласно планам правительства, в 2025 году дорожно-строительными работами будет охвачено 13 тысяч километров автодорог. А к 2030 году будет реализован масштабный проект по улучшению транспортной инфраструктуры страны. Общая протяженность новых автодорог составит 4,7 тысячи километров, причем 3,7 тысячи километров будут дорогами I категории — самого высокого класса.
Инвестиции в дорожную инфраструктуру
Реализация амбициозных планов по модернизации дорожной сети требует значительных вложений. Общий объем инвестиций для воплощения всех проектов превысит 9 триллионов тенге. В настоящее время ведется активная работа по привлечению как отечественных, так и зарубежных инвесторов.
Внедрение единого стандарта технадзора станет важным шагом в обеспечении эффективного использования этих средств и гарантией того, что новые дороги будут соответствовать самым высоким требованиям качества и безопасности.