Дата публикации: 10.07.2025 09:00
Экономия и экология: Казахстан внедряет промышленные отходы в дорожное строительство
Министерство транспорта Казахстана утвердило инновационный план по использованию техногенных минеральных образований при строительстве и ремонте дорог. Эта инициатива направлена на создание более устойчивой и экономичной инфраструктуры в стране, сообщает центр деловой информации Kapital.kz со ссылкой на пресс-службу ведомства.
Тройная выгода: экономика, экология и утилизация
По оценкам экспертов, внедрение переработанного техногенного сырья в дорожное строительство предлагает сразу несколько существенных преимуществ. Во-первых, это позволит значительно снизить затраты на реализацию инфраструктурных проектов. Во-вторых, такой подход существенно уменьшит негативное воздействие на окружающую среду.
«Переработанные отходы можно эффективно использовать для строительства и ремонта дорог. Причем по качеству такие материалы не уступают традиционным. Это выгодно всем: государство снижает расходы, предприятия решают проблему отходов, экология становится чище», — подчеркнул вице-президент АО «КаздорНИИ» Ерик Амирбаев.
Необходимые шаги для успешной реализации
Для эффективного внедрения плана учёные рекомендуют ряд необходимых мер. В первую очередь, требуется внести соответствующие изменения в законодательство, которые будут регламентировать применение переработанных материалов в строительстве. Кроме того, эксперты предлагают разработать систему налоговых льгот и других стимулов для предприятий, занимающихся переработкой промышленных отходов.
Исследования уже начались
В настоящее время в регионах Казахстана проводятся научные исследования промышленного сырья для оценки возможностей его применения в дорожном строительстве. Особенно активно работы ведутся в Павлодарской и Карагандинской областях, где осуществляется комплексная оценка промышленных отходов.
По итогам проведенных исследований будет сформирован перечень рекомендуемых материалов, который войдёт в Единую базу дорожно-строительных материалов Казахстана. Это позволит систематизировать использование вторичного сырья и упростить его внедрение в строительные проекты по всей стране.
Мировой опыт подтверждает эффективность
Стоит отметить, что использование переработанных промышленных материалов в строительстве дорог — это распространённая мировая практика. Такой подход позволяет одновременно решать несколько ключевых задач: экономить природные ресурсы, снижать стоимость строительства, уменьшать негативное воздействие на окружающую среду и стимулировать развитие отрасли переработки отходов.
Внедрение данной инициативы особенно актуально в контексте масштабных планов по развитию дорожной инфраструктуры Казахстана. Напомним, в текущем году в стране планируется отремонтировать около 9 тысяч километров автодорог, на что выделено 781,2 миллиарда тенге.
Новый подход к использованию промышленных отходов имеет все шансы стать важным шагом к созданию более устойчивой и экологичной транспортной инфраструктуры в Казахстане, что соответствует современным мировым тенденциям в области устойчивого развития и циркулярной экономики.