Дата публикации: 31.07.2025 15:00
Автомобили казахстанской сборки не дорожают, несмотря на общий рост цен на 11,6% в ЕАЭС
Казахстан лидирует по темпам роста цен на легковые автомобили среди стран ЕАЭС, однако это касается преимущественно вторичного рынка, а не отечественного производства. Об этом заявил министр промышленности и строительства Ерсайын Нагаспаев, комментируя данные о 11,6-процентном удорожании автомобилей за год.
Отечественное производство сдерживает цены
По данным DataHub, в июне этого года автомобили в Казахстане подорожали на 11,6% в годовом выражении, в то время как средний показатель по ЕАЭС составил всего 2,2%. Однако министр промышленности и строительства подчеркнул, что ситуация не столь однозначна.
«Автомобили казахстанской сборки не подорожали, рост отмечен на вторичном рынке», — заявил Ерсайын Нагаспаев, отметив, что из 205 тысяч проданных в прошлом году автомобилей 133 тысячи были произведены в Казахстане.
По словам министра, цены на автомобили местного производства «достаточно четко урегулированы», поскольку все необходимые запчасти поставляются напрямую от завода-изготовителя к заводу-сборщику без посредников.
Прозрачность поставок как ключевой фактор стабильности цен
Первый заместитель премьер-министра Роман Скляр подтвердил существование разницы в стоимости импортируемых товаров в странах ЕАЭС, признав необходимость решения этой проблемы в рамках союза. При этом он отметил, что развитие местного производства является эффективным инструментом для стабилизации цен.
«Машинный комплект для сборки приходит только от завода-изготовителя. Завод-изготовитель этой техники присылает его на завод-изготовитель Казахстана без посредников. Эта схема наиболее прозрачная из всех, которые могут существовать», — пояснил Скляр.
Он также подчеркнул дополнительные преимущества местного производства: «Собственное производство — это всегда прозрачно, во-первых, и, во-вторых, это новые рабочие места, добавленная стоимость, налоги, развитие сопутствующих отраслей автокомпонентной базы. К этому мы будем стремиться».
Льготное автокредитование не вернется
Несмотря на рост цен, правительство не планирует возобновлять программу льготного автокредитования. Роман Скляр напомнил, что в 2022 году на эти цели было выделено 100 млрд тенге из средств РОПа под 4% годовых, что позволило примерно 15 тысячам граждан получить кредиты в течение короткого времени.
«Однако это вызвало крайне нездоровый ажиотаж. Везде вы, наверное, читали, что за 8 секунд или 18 секунд уже все закончено — кнопки нажимали, программисты быстрее работали, чем другие», — отметил первый вице-премьер.
Вместо возобновления программы для легковых автомобилей было принято решение направить возвращающиеся средства на льготное финансирование внутригородских автобусных перевозок. Это позволяет перевозчикам приобретать новые автобусы отечественного производства на выгодных условиях.
Перспективы автомобильного рынка
Аналитики отмечают, что развитие отечественного автопроизводства остается одним из приоритетных направлений промышленной политики Казахстана. Увеличение доли локализации и расширение производственных мощностей способствуют не только стабилизации цен, но и созданию новых рабочих мест, а также развитию смежных отраслей экономики.
Сохранение темпов развития казахстанского автопрома позволит в дальнейшем снизить зависимость от импорта и обеспечить более стабильную ценовую политику на внутреннем рынке легковых автомобилей.