Дата публикации: 22.07.2025 10:00
Парадокс зарплат в Казахстане: номинальный рост на 9,2%, реальный — всего на 1,2%
По данным Finprom.kz, в первом квартале 2024 года средняя номинальная заработная плата в Казахстане достигла 423,1 тыс. тенге, что на 9,2% выше показателя аналогичного периода прошлого года. Однако за внушительными цифрами скрывается неутешительная реальность — покупательная способность зарплат увеличилась всего на 1,2%.
Региональное неравенство: от богатых нефтяных до депрессивных аграрных областей
Анализ данных по регионам выявляет значительный разрыв в уровне доходов населения. Тройку лидеров по размеру среднемесячной номинальной заработной платы возглавляет Атырауская область с показателем 634,2 тыс. тенге, за ней следуют Мангистауская (621,3 тыс. тенге) и Улытауская (599 тыс. тенге) области. Эти регионы традиционно связаны с нефтегазовой промышленностью и горнодобывающим сектором.
На противоположном конце шкалы находятся Северо-Казахстанская (300,1 тыс. тенге), Жетысуская (308,4 тыс. тенге) и Жамбылская (308,9 тыс. тенге) области. Разрыв между самым высокооплачиваемым и самым низкооплачиваемым регионами составляет более чем двукратную величину, что свидетельствует о серьезных структурных дисбалансах в экономике страны.
Тревожная тенденция: снижение реальной покупательной способности
Особую обеспокоенность вызывает ситуация в шести регионах Казахстана, где наблюдается отрицательная динамика индекса реальной заработной платы. Это означает, что жители данных областей могут позволить себе меньше товаров и услуг, чем год назад, несмотря на номинальный рост зарплат.
Наиболее драматичное падение покупательной способности зафиксировано в Западно-Казахстанской области (минус 5,2%), за ней следуют Атырауская (минус 3,9%), Восточно-Казахстанская (минус 1,9%), Кызылординская (минус 1,2%), Акмолинская (минус 1,1%) и Мангистауская (минус 0,8%) области. Примечательно, что даже нефтяные регионы с высокими номинальными зарплатами демонстрируют снижение реальных доходов.
Карагандинская область оказалась единственным регионом, где индекс реальной заработной платы остался на прежнем уровне. В остальных областях наблюдается рост покупательной способности — от скромных 0,6% в Абайской до весьма значительных 9,1% в Улытауской области.
Инфляция съедает доходы населения
Главным фактором, нивелирующим рост номинальных зарплат, остается высокая инфляция. За январь-март 2024 года индекс потребительских цен в Казахстане составил 109,4%, а к середине года ситуация только ухудшилась — за январь-июнь показатель достиг 110,4%.
В региональном разрезе наиболее высокие темпы роста цен наблюдаются в столице — Астане (12,4%), а также в Акмолинской (10,8%) и Карагандинской (10,6%) областях. Наименьший уровень инфляции зафиксирован в Алматинской (7,3%), Павлодарской (7,6%) и Жамбылской (7,8%) областях.
Налоговая реформа вызывает опасения
Согласно опросу DEMOSCOPE, большинство казахстанцев (56,7%) не поддерживают планируемое повышение налога на добавленную стоимость (НДС) с 12% до 16%. Еще 18,4% опрошенных заявили, что ничего не слышали о предстоящих изменениях, и лишь 11,8% граждан выразили одобрение.
Эксперты предупреждают, что увеличение налоговой нагрузки на бизнес в сочетании со снижением порога по НДС до 15 млн тенге неизбежно приведет к дальнейшему росту цен. Это особенно тревожно на фоне того, что уже сейчас 68,6% казахстанцев отмечают значительное увеличение расходов на продукты питания и товары первой необходимости за последние три месяца.
Приоритеты народного беспокойства
Несмотря на растущие цены, инфляция не является главной тревогой граждан Казахстана. На первом месте среди причин обеспокоенности находятся низкие доходы и уровень оплаты труда, на втором — коррупция, и лишь на третьем — рост цен на товары первой необходимости.
Такая расстановка приоритетов говорит о глубинных проблемах в социально-экономической структуре государства, когда даже в условиях номинального роста заработных плат большинство населения ощущает дефицит средств для обеспечения достойного уровня жизни.
В сложившейся ситуации экономическим властям Казахстана предстоит найти баланс между необходимостью фискальных реформ и поддержанием уровня реальных доходов населения, что становится все более сложной задачей в условиях высокой инфляции и неравномерного экономического развития регионов страны.