Дата публикации: 17.07.2025 10:00
Казахстан лидирует в ЕАЭС по внешнему долгу на душу населения: 8100 долларов на каждого
Казахстан продолжает удерживать сомнительное лидерство среди стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) по размеру внешнего долга в расчете на каждого жителя. Согласно последним данным Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), в 2024 году этот показатель составил 8,1 тыс. долларов на человека.
Как менялся подушевой долг и что это значит
Несмотря на то что текущий показатель является самым низким за последние пять лет (ранее он достигал 8,7 тыс. долларов), снижение составило всего 5,2%. Примечательно, что это произошло на фоне значительного роста численности населения республики, а не из-за существенного сокращения общей суммы обязательств.
В сравнительной перспективе ситуация выглядит еще более показательной: второе место по величине подушевого внешнего долга занимает Армения с показателем 5,3 тыс. долларов на человека, что на треть меньше казахстанского уровня. В Беларуси этот показатель составляет около 3,9 тыс. долларов (сокращение на 11% за пять лет), а наименьшее значение у Кыргызстана — всего 1,6 тыс. долларов на каждого жителя.
Общий объем внешнего долга: кто должен больше?
В денежном выражении общий внешний долг стран ЕАЭС с 2019 по 2024 год уменьшился на 27,2%, составив 518,8 млрд долларов. Лидером по абсолютному объему остается Россия с долгом в 290,8 млрд долларов, однако она же демонстрирует самое резкое сокращение обязательств — на 40,8% за пятилетний период. Это связано с влиянием международных санкций и ограничением доступа российского бизнеса к мировым финансовым рынкам.
Казахстан занимает второе место в ЕАЭС по величине внешнего долга. По итогам 2024 года задолженность республики составила 164,8 млрд долларов, а за первый квартал текущего года выросла до 170,5 млрд долларов. За пятилетний период внешний долг Казахстана увеличился на 3,3%.
Структура долга: в чем особенность Казахстана
Страны ЕАЭС существенно различаются по структуре внешних финансовых обязательств. Ключевая особенность Казахстана — преобладание межфирменной задолженности, которая в 2024 году составила 55,3% от общего объема (91,1 млрд из 164,7 млрд долларов). На государственный долг приходится лишь 7,8%, на задолженность банковского сектора — 8%.
Для сравнения: в Кыргызстане, Армении и Беларуси основу внешних обязательств формирует именно государственная задолженность — более 36%. В России доля государственного долга минимальна — всего 6,7%, а основной объем приходится на займы банков и компаний других секторов.
Кому должен Казахстан: география кредиторов
Согласно данным Национального банка РК, кредиторами для Казахстана выступают 107 стран. Абсолютным лидером среди них являются Нидерланды, у которых казахстанские компании заимствовали 41,8 млрд долларов — почти четверть всего внешнего долга страны.
На втором месте находится Россия с объемом кредитования в 14,9 млрд долларов. Третье место с одинаковой суммой в 14 млрд долларов делят Великобритания и различные международные организации.
Куда идут заемные средства: отраслевое распределение
Главным получателем зарубежного финансирования в Казахстане выступает нефтедобывающий сектор, на который приходится 43,2% всей суммы внешнего долга — 73,7 млрд долларов. Это неудивительно, учитывая капиталоемкость отрасли и ее ключевую роль в экономике страны.
Значительно меньшую долю — 13,9% (23,8 млрд долларов) — составляют займы в финансовой и страховой сфере. В пятерку ключевых отраслей-получателей внешнего финансирования также входят обрабатывающая промышленность, государственный сектор и торговля.
Что это значит для экономики Казахстана
Высокий уровень подушевого внешнего долга Казахстана имеет свои особенности. Преобладание межфирменной задолженности означает, что значительная часть обязательств формируется за счет инвестиционных проектов, прежде всего в нефтегазовом секторе. Это отличается от ситуации в странах с высокой долей государственного долга, где заемные средства часто идут на покрытие бюджетного дефицита.
Тем не менее, столь значительный объем внешних обязательств создает определенные риски для экономической стабильности, особенно в условиях волатильности мировых рынков и геополитической напряженности. Мониторинг структуры и динамики внешнего долга остается важной задачей для финансовых регуляторов страны.