Экономика

Дата публикации: 21.07.2025 13:00

Эксперт IATA: Три ключа к превращению Казахстана в региональный авиахаб

Казахстан сделал значительный шаг вперед в модернизации авиационной инфраструктуры, но для достижения статуса полноценного регионального хаба необходимы дальнейшие усилия. Такое мнение в эксклюзивном интервью выразил региональный вице-президент Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) в Европе Рафаэль Шварцман.

Безопасность как фундамент развития

По словам Шварцмана, Казахстан демонстрирует серьезную приверженность международным стандартам авиационной безопасности. «Все основные авиаперевозчики страны — Air Astana, Fly Arystan, Scat Airlines и Qazaq Air — успешно прошли аудит IOSA, несмотря на то, что это не является обязательным требованием законодательства», — отметил представитель IATA.

Ситуация в области сертификации наземных операций (ISAGO) развивается не так стремительно — на сегодняшний день только Международный аэропорт Астаны имеет действующий сертификат, еще два аэропорта находятся в процессе его получения.

Казахстан в контексте региона

Сравнивая страны Центральной Азии, эксперт выделил Узбекистан как государство, активно наращивающее авиационный потенциал. Однако именно Казахстан обладает наиболее развитой инфраструктурой в регионе. На вопрос о хабах с наибольшим потенциалом для трансферных перевозок между Европой и Азией Шварцман однозначно назвал Алматы, Астану и Ташкент.

Модернизация инфраструктуры: впечатляющие результаты

«Казахстан добился заметного прогресса в модернизации аэропортовой инфраструктуры, укрепляя позиции в качестве регионального авиационного хаба», — подчеркнул вице-президент IATA.

Среди ключевых достижений он отметил:

  • Увеличение пропускной способности аэропорта Алматы до 14 миллионов пассажиров в год после открытия нового терминала, что сделало его самым загруженным аэропортом региона
  • Ввод в эксплуатацию нового терминала в Шымкенте, увеличившего пассажиропоток до 6 миллионов человек в год
  • Модернизацию аэропорта Кызылорды, способного теперь обслуживать до 2 миллионов пассажиров в год
  • Строительство пассажирского и грузового терминалов в СЭЗ «Хоргос — Восточные ворота» в рамках стратегического проекта стоимостью $500 млн

Экологичное будущее: производство устойчивого авиатоплива

Особое внимание Шварцман уделил теме устойчивого авиационного топлива (SAF). «Присоединение к глобальному реестру SAF — важный шаг вперёд для Казахстана и всей авиационной отрасли страны», — подчеркнул он.

По оценке эксперта, Казахстан обладает потенциалом производства до 1,8 млн тонн SAF, используя местное сырье, включая растительные и отработанные масла, животные жиры и сельскохозяйственные отходы. Однако для успешного развития этого направления стране необходимо ориентироваться на международный стандарт Jet A-1, а не на TS-1, распространенный в России и ряде стран СНГ.

Перспективы и вызовы

Среди основных рисков для развития авиации в регионе Шварцман выделил геополитическую нестабильность, экономическую волатильность, возможные задержки в реализации инфраструктурных проектов и экологические вызовы.

В то же время, по его словам, регион демонстрирует устойчивый рост. «Прогнозируется, что ВВП стран региона будет расти темпами, превышающими глобальные, что создаст благоприятные условия для увеличения авиаперевозок», — отметил вице-президент IATA.

Дополнительными драйверами роста могут стать развитие сектора лоукост-перевозок и расширение безвизового режима.

Три ключа к статусу регионального хаба

Отвечая на вопрос о том, что необходимо сделать для превращения Казахстана в полноценный авиационный хаб региона, Шварцман выделил три ключевых направления:

«Во-первых, дальнейшее развитие инфраструктуры, включая модернизацию аэропортов и увеличение пропускной способности. Во-вторых, совершенствование регуляторной базы с максимально возможным приближением к международным стандартам. В-третьих, стимулирование расширения маршрутной сети, включая ежегодное увеличение числа прямых рейсов в Казахстан», — подчеркнул представитель IATA.

Эксперт также отметил важность сотрудничества в области подготовки авиационных специалистов, указав на отсутствие в Казахстане авторизованного учебного центра IATA (ATC), который мог бы обеспечивать профессиональное обучение по международным стандартам.

Приоритеты сотрудничества

Помимо безопасности, одним из ключевых приоритетов IATA является содействие развитию производства SAF в Казахстане, включая взаимодействие с недавно образованной Евразийской конференцией гражданской авиации (EACAC). Ассоциация также тесно сотрудничает с ИКАО, расширяющей своё присутствие в Центральной Азии.

«Мы поддерживаем миссию ИКАО и готовы оказывать поддержку правительствам, стремящимся развивать гражданскую авиацию», — заключил Рафаэль Шварцман.

Писали по этой теме

Революция в таможенном оформлении: система «Кеден» сокращает время процедур в 3 раза

Комитет государственных доходов Казахстана сообщил о значительном прорыве в сфере таможенного оформления. В информационной системе «Кеден» запущен инновационный модуль предварительного информ

22.07.2025 16:00

Реформа ОСМС: тарифы для стационаров вырастут на 90 млрд тенге с 2026 года

Министерство здравоохранения Казахстана анонсировало масштабную реформу системы обязательного социального медицинского страхования (ОСМС), ключевым элементом которой станет существенное повыш

22.07.2025 16:00

Стратегический проект на финишной прямой: сельскохозяйственная лаборатория в ВКО готова на 90%

В Восточно-Казахстанской области близится к завершению строительство стратегически важного объекта аграрной инфраструктуры. Единая многопрофильная сельскохозяйственная лаборатория, возводимая

22.07.2025 14:00

Антимонопольное ведомство устранило незаконные барьеры при получении льготных абонементов БАКАД

Департамент Агентства по защите и развитию конкуренции РК пресек необоснованные требования дополнительных документов от пользователей Большой Алматинской кольцевой автодороги.

22.07.2025 13:00

Казахстан утвердил стратегию развития нефтепереработки до 2040 года: курс на экспорт и декарбонизацию

Правительство Казахстана утвердило новую Концепцию развития нефтеперерабатывающей отрасли на 2025-2040 годы, сообщает пресс-служба Министерства энергетики. Документ определяет стратегические

22.07.2025 12:00

Национальная сельхозперепись в Казахстане: полное руководство для участников

С 1 августа 2024 года в Казахстане стартует первый в истории страны этап Национальной сельскохозяйственной переписи, которая предоставит полную картину аграрного сектора республики. Бюро наци

22.07.2025 10:00

Внешняя торговля Казахстана под давлением: анализ показывает сокращение профицита на 39,5% к концу 2025 года

Аналитический центр Ассоциации финансистов Казахстана (АФК) представил детальный обзор состояния внешней торговли республики за январь-май 2025 года, выявив тревожные тенденции, которые могут

22.07.2025 10:00

Парадокс зарплат в Казахстане: номинальный рост на 9,2%, реальный — всего на 1,2%

По данным Finprom.kz, в первом квартале 2024 года средняя номинальная заработная плата в Казахстане достигла 423,1 тыс. тенге, что на 9,2% выше показателя аналогичного периода прошлого года.

22.07.2025 10:00

Цифровая трансформация без сокращений: как технологии меняют горно-металлургическую отрасль Казахстана

Внедрение цифровых технологий на промышленных предприятиях Казахстана не приводит к сокращению персонала, а способствует перераспределению кадров внутри компаний. Об этом сообщил вице-министр

22.07.2025 10:00

Казахстан выделит 30 млрд тенге на развитие производства редких металлов и инноваций в горнорудной отрасли

Правительство Казахстана значительно увеличивает финансирование геологоразведки и стимулирует выпуск инновационной продукции на основе редких и критических металлов. Об этом заявил премьер-ми

22.07.2025 08:00

Металлургический прорыв: Казахстан удвоит переработку меди к 2025 году

Амбициозные планы развития горно-металлургического комплекса страны подкреплены инвестициями в размере нескольких миллиардов долларов в ключевые проекты модернизации.

22.07.2025 08:00