Дата публикации: 21.07.2025 13:00
Эксперт IATA: Три ключа к превращению Казахстана в региональный авиахаб
Казахстан сделал значительный шаг вперед в модернизации авиационной инфраструктуры, но для достижения статуса полноценного регионального хаба необходимы дальнейшие усилия. Такое мнение в эксклюзивном интервью выразил региональный вице-президент Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) в Европе Рафаэль Шварцман.
Безопасность как фундамент развития
По словам Шварцмана, Казахстан демонстрирует серьезную приверженность международным стандартам авиационной безопасности. «Все основные авиаперевозчики страны — Air Astana, Fly Arystan, Scat Airlines и Qazaq Air — успешно прошли аудит IOSA, несмотря на то, что это не является обязательным требованием законодательства», — отметил представитель IATA.
Ситуация в области сертификации наземных операций (ISAGO) развивается не так стремительно — на сегодняшний день только Международный аэропорт Астаны имеет действующий сертификат, еще два аэропорта находятся в процессе его получения.
Казахстан в контексте региона
Сравнивая страны Центральной Азии, эксперт выделил Узбекистан как государство, активно наращивающее авиационный потенциал. Однако именно Казахстан обладает наиболее развитой инфраструктурой в регионе. На вопрос о хабах с наибольшим потенциалом для трансферных перевозок между Европой и Азией Шварцман однозначно назвал Алматы, Астану и Ташкент.
Модернизация инфраструктуры: впечатляющие результаты
«Казахстан добился заметного прогресса в модернизации аэропортовой инфраструктуры, укрепляя позиции в качестве регионального авиационного хаба», — подчеркнул вице-президент IATA.
Среди ключевых достижений он отметил:
- Увеличение пропускной способности аэропорта Алматы до 14 миллионов пассажиров в год после открытия нового терминала, что сделало его самым загруженным аэропортом региона
- Ввод в эксплуатацию нового терминала в Шымкенте, увеличившего пассажиропоток до 6 миллионов человек в год
- Модернизацию аэропорта Кызылорды, способного теперь обслуживать до 2 миллионов пассажиров в год
- Строительство пассажирского и грузового терминалов в СЭЗ «Хоргос — Восточные ворота» в рамках стратегического проекта стоимостью $500 млн
Экологичное будущее: производство устойчивого авиатоплива
Особое внимание Шварцман уделил теме устойчивого авиационного топлива (SAF). «Присоединение к глобальному реестру SAF — важный шаг вперёд для Казахстана и всей авиационной отрасли страны», — подчеркнул он.
По оценке эксперта, Казахстан обладает потенциалом производства до 1,8 млн тонн SAF, используя местное сырье, включая растительные и отработанные масла, животные жиры и сельскохозяйственные отходы. Однако для успешного развития этого направления стране необходимо ориентироваться на международный стандарт Jet A-1, а не на TS-1, распространенный в России и ряде стран СНГ.
Перспективы и вызовы
Среди основных рисков для развития авиации в регионе Шварцман выделил геополитическую нестабильность, экономическую волатильность, возможные задержки в реализации инфраструктурных проектов и экологические вызовы.
В то же время, по его словам, регион демонстрирует устойчивый рост. «Прогнозируется, что ВВП стран региона будет расти темпами, превышающими глобальные, что создаст благоприятные условия для увеличения авиаперевозок», — отметил вице-президент IATA.
Дополнительными драйверами роста могут стать развитие сектора лоукост-перевозок и расширение безвизового режима.
Три ключа к статусу регионального хаба
Отвечая на вопрос о том, что необходимо сделать для превращения Казахстана в полноценный авиационный хаб региона, Шварцман выделил три ключевых направления:
«Во-первых, дальнейшее развитие инфраструктуры, включая модернизацию аэропортов и увеличение пропускной способности. Во-вторых, совершенствование регуляторной базы с максимально возможным приближением к международным стандартам. В-третьих, стимулирование расширения маршрутной сети, включая ежегодное увеличение числа прямых рейсов в Казахстан», — подчеркнул представитель IATA.
Эксперт также отметил важность сотрудничества в области подготовки авиационных специалистов, указав на отсутствие в Казахстане авторизованного учебного центра IATA (ATC), который мог бы обеспечивать профессиональное обучение по международным стандартам.
Приоритеты сотрудничества
Помимо безопасности, одним из ключевых приоритетов IATA является содействие развитию производства SAF в Казахстане, включая взаимодействие с недавно образованной Евразийской конференцией гражданской авиации (EACAC). Ассоциация также тесно сотрудничает с ИКАО, расширяющей своё присутствие в Центральной Азии.
«Мы поддерживаем миссию ИКАО и готовы оказывать поддержку правительствам, стремящимся развивать гражданскую авиацию», — заключил Рафаэль Шварцман.