Дата публикации: 22.07.2025 12:00
Daimler Truck может уйти из Китая: кризис на рынке дизельных грузовиков вынуждает пересмотреть стратегию
Один из крупнейших мировых производителей грузовых автомобилей Daimler Truck AG рассматривает возможность полного прекращения производственной деятельности в Китае. Об этом заявила генеральный директор компании Карин Родстрём в интервью Financial Times, сообщает Интерфакс-Казахстан.
Радикальные меры на фоне меняющегося рынка
“По сути, мы рассматриваем все варианты”, — прямо ответила Родстрём на вопрос о будущем компании на китайском рынке. Столь решительные заявления появились не случайно — в последние годы рынок тяжелых грузовиков в Китае претерпевает кардинальную трансформацию.
Согласно официальной статистике, продажи тяжелых грузовиков в Китае сократились более чем вдвое: с 1 миллиона единиц в 2021 году до всего 430 тысяч в 2023 году. Особенно показательно падение в сегменте дизельных машин — с преобладающего большинства до лишь 250 тысяч единиц за тот же период.
Финансовые потери и смена потребительских предпочтений
Для Daimler Truck эти изменения оказались особенно болезненными. В прошлом году совместное предприятие компании в Китае было вынуждено зафиксировать списания в размере 120 миллионов евро из-за резкого падения продаж дизельных грузовиков.
Ключевой причиной такого спада стало изменение предпочтений китайских покупателей в пользу грузовиков, работающих на сжиженном природном газе (СПГ). Этот сдвиг был спровоцирован значительным снижением цен на СПГ в стране, что сделало эксплуатацию таких машин экономически более привлекательной.
Ситуация особенно негативно сказалась на Daimler Truck, который с 2022 года запустил в Китае производство крупнотоннажных дизельных грузовиков Mercedes-Benz Actros, оказавшихся невостребованными на трансформирующемся рынке.
Стратегические планы: сохранить присутствие, но изменить формат
Несмотря на сложную ситуацию, Daimler Truck не планирует полностью покидать китайский рынок. “Компания хочет остаться в Китае в той или иной форме, чтобы сохранить доступ к исследованиям и разработкам, а также к сырью”, — отметила Родстрём, добавив при этом, что сохранение производственных мощностей в стране может оказаться нецелесообразным.
Гендиректор также подчеркнула, что быстрые изменения в программном обеспечении и другие технологические прорывы делают нынешний спад в отрасли особенно сложным для преодоления.
Глобальные вызовы: не только Китай
Проблемы Daimler Truck не ограничиваются китайским рынком. Компания сталкивается с неопределенностью в торговой политике США и ослаблением спроса в Европе. Продажи концерна в Северной Америке во втором квартале текущего года упали на 20% из-за сокращения заказов от логистических компаний.
В ответ на глобальные вызовы Daimler Truck уже анонсировал план сокращения 5 тысяч рабочих мест в Германии до конца текущего десятилетия. Это решение, объявленное на прошлой неделе, свидетельствует о масштабной реструктуризации бизнеса компании.
Перспективы: адаптация к новым реалиям
Ситуация с Daimler Truck наглядно демонстрирует, как быстро меняется глобальный рынок коммерческого транспорта под влиянием экономических факторов и технологических инноваций. Для мировых производителей грузовиков способность оперативно адаптироваться к меняющимся условиям становится ключевым фактором выживания.
Эксперты отмечают, что опыт Daimler Truck в Китае может стать показательным для всей отрасли, демонстрируя необходимость более гибкого подхода к планированию производства и разработке продуктовой линейки с учетом региональных особенностей рынка.