Экономика

Дата публикации: 27.06.2025 05:00

Цифровая революция на рельсах: как Alstom трансформирует железнодорожную отрасль Казахстана

Французская компания Alstom укрепляет свои позиции в Казахстане, открывая инновационное сервисное депо в Шу и внедряя искусственный интеллект в обслуживание локомотивов. Это не просто бизнес-экспансия, а стратегическое партнерство, формирующее будущее транспортной инфраструктуры страны.

Новое депо в Шу: технологии будущего уже сегодня

Открытие современного сервисного депо в транспортном узле Шу ознаменовало новый этап в развитии железнодорожной отрасли Казахстана. Уникальность объекта заключается в его полной технологической оснащенности – от цифровых сенсоров до аналитических платформ, способных прогнозировать техническое состояние локомотивов.

“Мы используем систему Health Hub, которая с помощью искусственного интеллекта анализирует данные в режиме реального времени и прогнозирует техническое состояние локомотивов”, – рассказал в интервью Kapital.kz Мартан Вожур, президент Alstom по Африке, Центральной Азии и Ближнему Востоку. – “Это позволяет планировать обслуживание заранее и значительно снижает риск простоев”.

Искусственный интеллект меняет подход к обслуживанию

Революционная система Health Hub превращает железнодорожную технику в “умные” машины. Встроенные сенсоры непрерывно мониторят состояние ключевых узлов – колесных пар, двигателей, электрических систем. Искусственный интеллект анализирует эти данные с учетом климатических, эксплуатационных и технических факторов.

“Мы переходим от реактивного ремонта к превентивному”, – подчеркивает Вожур. – “Это кардинально меняет подход: система прогнозирует, какой элемент требует замены или профилактики еще до появления неисправности. Это экономит ресурсы, увеличивает срок службы и повышает надёжность всей сети”.

Локализация производства и передача технологий

Стратегия Alstom включает комплексный подход к локализации. Компания не просто производит локомотивы в Казахстане, но и активно инвестирует в развитие местных кадров и передачу технологий:

  • Более 1300 казахстанских специалистов работают на объектах Alstom
  • В июле 2023 года в Астане откроется лаборатория сигнального оборудования
  • Запущен ремонтный центр для обслуживания крупных узлов локомотивов

“Раньше тележки, двигатели и энергомодули отправляли для ремонта в Европу, теперь это делается здесь. Это снижает издержки и укрепляет производственную независимость страны”, – отмечает Вожур.

Локомотивы нового поколения для Казахстана

В настоящее время Alstom производит в Казахстане два типа локомотивов: пассажирский односекционный четырёхосный со скоростью до 200 км/ч и грузовой двухсекционный восьмиосный мощностью 9 МВт. Однако компания не останавливается на достигнутом.

“Мы разрабатываем новую модель – шестиосный, односекционный локомотив мощностью 7,2 МВт. Он энергоэффективнее, оказывает меньшее давление на инфраструктуру и идеально подходит для большинства казахстанских маршрутов”, – поделился планами глава компании. – “В будущем он может заменить устаревший парк ВЛ80, который эксплуатируется с советских времён”.

Государственная поддержка и стратегическое партнерство

Недавно Мартан Вожур принял участие в заседании Совета иностранных инвесторов при Президенте Казахстана и провел серию встреч с представителями правительства и КТЖ.

“Я был впечатлен уровнем вовлеченности президента в железнодорожную отрасль. Он знаком с деталями, знает планы КТЖ, недавно посещал наш завод. Это говорит о системной поддержке и понимании важности долгосрочных инвестиций”, – подчеркнул руководитель Alstom.

Будущее Alstom в Центральной Азии

Планы компании амбициозны: в мае в Астане был заложен первый камень под строительство регионального сервисного хаба, который станет ключевым объектом по обслуживанию локомотивов не только для Казахстана, но и для всей Центральной Азии. Также планируется развитие депо в Алматы и Арыси.

“Мы видим Казахстан как стратегического партнера: страна предлагает стабильность, доступ к рынкам региона и высокий уровень технического образования. Наша цель – не просто строить и обслуживать локомотивы, а развивать индустрию, передавать знания и создавать устойчивую экосистему”, – резюмировал Вожур.

Французская компания демонстрирует, что успех в Казахстане заключается не только в поставке оборудования, но и в создании полноценной технологической экосистемы, которая стимулирует развитие отечественной промышленности и создает основу для долгосрочного экономического роста.

Писали по этой теме

Самрук-Казына впервые провел заседание Совета директоров с участием ИИ-аватара

Национальный управляющий холдинг “Самрук-Казына” стал пионером в использовании искусственного интеллекта для корпоративного управления. Член Совета директоров Юлия Баринова впервы

17.10.2025 08:00

Казпочта претендует на победу в престижной международной премии World Mail Awards 2024

Казахстанская национальная почтовая компания АО «Казпочта» достигла значительного успеха на международной арене, пройдя в финал одной из самых престижных премий почтовой индустрии — World Mai

17.10.2025 08:00

В Алматы построят инновационный медицинский центр по австрийской модели здравоохранения

Алматы ожидает революционные изменения в сфере здравоохранения. В южной столице Казахстана планируется строительство современного медицинского центра, который будет работать по австрийской мо

17.10.2025 07:00

25 миллиардов тенге инвестиций: Кызылорда получила крупнейшее финансирование для модернизации коммунального рынка

Кызылординская область стала центром масштабного инвестиционного проекта, направленного на кардинальное преобразование торговой инфраструктуры региона. Более 25 миллиардов тенге было направле

17.10.2025 02:00

“Кенг дала 2”: как государственная программа революционизирует казахстанское сельское хозяйство

В то время как многие фермеры по всему миру сталкиваются с растущими расходами и сложностями в получении финансирования, казахстанские аграрии получили мощную поддержку от государства. Програ

16.10.2025 16:00

Революция в автокредитовании: Казахстан запускает программу автолизинга для населения в 2024 году

Казахстанцы получат новую возможность приобретения легковых автомобилей благодаря внедрению специального механизма лизинга. Об этом революционном решении для отечественного автомобильного рын

16.10.2025 15:00

Правительство Казахстана приостановило повышение коммунальных тарифов после общественного давления

В ответ на многочисленные обращения граждан и результаты общественного обсуждения, правительство Республики Казахстан приняло решение о временном приостановлении повышения тарифов на коммунал

16.10.2025 15:00

Упрощенка в Казахстане: список запрещенных видов деятельности сократят в 6 раз

Казахстанские предприниматели получат значительно больше возможностей для работы по упрощенному налогообложению. Власти планируют кардинально пересмотреть список запрещенных для “упроще

16.10.2025 15:00

Минфин Казахстана разрешит упрощенку для 150+ новых видов деятельности

Министерство финансов Республики Казахстан объявило о кардинальном сокращении списка запрещенных кодов ОКЭД для упрощенной системы налогообложения. Эта мера направлена на активную поддержку м

16.10.2025 14:00

Казахстан заморозил рост коммунальных тарифов: президентское решение защитит кошельки граждан

Президент Казахстана дал поручение приостановить повышение коммунальных тарифов для всех категорий потребителей. Решение стало важной мерой социальной поддержки в условиях экономической неста

16.10.2025 14:00

Казахстан заморозил цены на бензин АИ-92 и дизель до конца 2024 года

Правительство Республики Казахстан приняло решение о введении моратория на повышение стоимости основных видов топлива, что станет значительным облегчением для казахстанских автомобилистов и т

16.10.2025 14:00

Инфляция в Казахстане ускорилась до 8,5%: 18 регионов показали рекордный рост цен

Экономическая ситуация в Казахстане демонстрирует тревожные тенденции — в ноябре 2024 года годовая инфляция достигла 8,5%, при этом в большинстве регионов страны наблюдается ускорение роста ц

16.10.2025 13:00