Дата публикации: 15.07.2025 08:00
Пенсионные активы Казахстана: рост замедлился до 1,7% на фоне рекордных досрочных изъятий
Аналитический центр Ассоциации финансистов Казахстана (АФК) опубликовал новый обзор состояния пенсионных активов страны на 1 июня 2025 года, выявив тревожные тенденции в динамике накоплений казахстанцев.
Замедление роста и отрицательная доходность
Согласно данным АФК, общая сумма пенсионных накоплений казахстанцев достигла 22,9 трлн тенге, увеличившись с начала года лишь на 383 млрд тенге или 1,7%. Это значительно ниже показателя аналогичного периода 2024 года, когда рост составил 7,2%. Эксперты связывают такое замедление не с сокращением взносов, а преимущественно с отрицательным инвестиционным доходом (-146 млрд тенге), вызванным нестабильностью на финансовых рынках и колебаниями валютного курса.
Несмотря на негативную динамику инвестиционной доходности, приток новых средств в систему остается стабильным. Этому способствует увеличение доли вкладчиков, регулярно перечисляющих взносы: группа граждан, делающих 9-12 взносов в год, выросла до 65,4% (против 64,9% ранее). Данный рост поддерживается увеличением занятости и ростом номинальных заработных плат в стране.
Рекордные досрочные изъятия подрывают потенциал системы
Наиболее тревожной тенденцией аналитики называют значительный рост единовременных пенсионных выплат (ЕПВ) на улучшение жилищных условий и оплату лечения. За первые 5 месяцев 2025 года на эти цели было направлено 369 млрд тенге, что на 156% (или 144 млрд тенге) больше, чем за аналогичный период 2024 года. Эта сумма составляет 57% всех пенсионных выплат текущего года.
С момента внедрения механизма досрочного изъятия пенсионных накоплений в феврале 2021 года общая сумма таких выплат достигла 4,8 трлн тенге – фактически это каждый пятый тенге (21%) из текущего пенсионного портфеля страны. Эксперты АФК подчеркивают, что такие масштабные изъятия искажают баланс финансовых потоков пенсионной системы и существенно снижают её инвестиционный потенциал.
Частные управляющие демонстрируют лучшие результаты
Анализ показывает, что частные управляющие инвестиционным портфелем (УИП) демонстрируют положительную доходность, в то время как Национальный банк, контролирующий подавляющее большинство пенсионных активов, показал отрицательную доходность (-0,69% с начала года). При этом доля активов, переданных в управление частным УИП, остается критически низкой – всего 0,3%.
Показательно, что с момента внедрения возможности частного управления практически все УИП опережают Национальный банк по росту условной единицы стоимости пенсионных активов. Этот факт подчеркивает важность наличия конкуренции и возможности выбора в сфере управления пенсионными накоплениями.
Стратегические вызовы пенсионной системы
Помимо текущих проблем с доходностью и досрочными изъятиями, эксперты обращают внимание на более глубокие системные вызовы. Около 2 миллионов формально занятых граждан и 450 тысяч безработных казахстанцев не осуществляют пенсионные отчисления. На фоне постепенного исчерпания солидарной пенсионной системы (примерно к 2040 году) эти пробелы могут превратиться в масштабный социальный кризис.
Демографические изменения только усугубляют ситуацию. По прогнозам, доля населения в возрасте 65 лет и старше увеличится с нынешних 8,9% до 11,6% к 2050 году. В этих условиях критически важным становится не только обеспечение роста накоплений, но и полноценный охват пенсионной системой всех слоев населения.
Необходимость реформирования системы
Аналитики АФК подчеркивают необходимость пересмотра подходов к досрочному использованию пенсионных накоплений, которое удовлетворяет текущие потребности граждан в ущерб их будущему финансовому благополучию. Кроме того, требуется предоставление более широких возможностей вкладчикам и частным управляющим компаниям в процессе управления пенсионными активами.
Основная задача пенсионной системы – обеспечение достойного уровня жизни граждан после выхода на пенсию. Согласно стандартам ООН, коэффициент замещения дохода при выходе на пенсию должен составлять не менее 40%. Достижение этого показателя требует комплексного подхода к реформированию пенсионной системы Казахстана с учетом всех выявленных вызовов и проблем.