Дата публикации: 27.06.2025 05:00
Национальный фонд Казахстана: 25 лет защиты бюджета от долговой ловушки
Казахстан входит в элитный клуб стран, эффективно использующих суверенный фонд для обеспечения финансовой стабильности. По данным исследования Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА), трансферты из Национального фонда Республики Казахстан (НФРК) стали ключевым механизмом, предотвращающим попадание государственных финансов в долговую ловушку, особенно в период высоких процентных ставок.
Бюджетная политика под прицелом аналитиков
В условиях обновления Налогового и Бюджетного кодексов и на фоне растущего дефицита бюджета вопросы фискальной устойчивости Казахстана приобретают особую актуальность. В 2024 году доходная часть бюджета продемонстрировала недобор налоговых поступлений – всего 89,2% от запланированного уровня, несмотря на номинальный рост экономики на 12,4% в годовом выражении. Без учета трансферта из НФРК дефицит госбюджета достиг 6,8%, увеличившись по сравнению с предыдущими годами.
Зависимость бюджета от резервов НФРК остается существенной – разница между итоговым дефицитом и его оценкой до учета трансфертов варьируется от 3% до 8% ВВП на протяжении последнего десятилетия.
НФРК: четверть века на страже финансовой стабильности
Национальный фонд был создан в августе 2000 года указом президента с целью накопления финансовых средств для будущих поколений, обеспечения стабильного социально-экономического развития страны и снижения зависимости экономики от внешних факторов, в первую очередь – от волатильности мировых цен на нефть.
С момента создания фонд выполняет две основные функции: стабилизационную (поддержка экономики в кратко- и среднесрочной перспективе) и сберегательную (обеспечение обязательств перед будущими поколениями в долгосрочном периоде).
Первые транши поступили в фонд в 2001-2002 годах, а пиковые значения резервов были достигнуты в августе 2014 года – 77,24 млрд долларов. Интересно, что изначально предполагалось использование трансфертов только в периоды падения нефтяных цен, однако фактически они осуществлялись при любой конъюнктуре рынка.
Трансферты как опора бюджета
С 2006 года трансферты из НФРК стали регулярным источником пополнения бюджета и делятся на два типа: гарантированные (ежегодные) и целевые (для финансирования конкретных программ, определенных президентом).
Совокупный объем трансфертов значительно вырос в кризисный период 2008-2010 годов, затем их доля в доходах бюджета снизилась, но в 2017 году достигла рекордных значений. Следующий пик пришелся на 2020 год во время пандемии коронавируса.
В среднем за весь период с 2006 года трансферты из НФРК составляли около 24% совокупных доходов бюджета, при максимальном значении в 38%. В постпандемийный период (2022-2024 годы) эта доля снизилась до 20%, что говорит о тренде на уменьшение зависимости бюджетных доходов от трансфертной составляющей.
Портфель НФРК: текущее состояние
По оценкам экспертов, резервы Национального фонда на конец 2024 года составили 58,8 млрд долларов (27,6 трлн тенге), что эквивалентно 20,4% ВВП Казахстана за 2024 год.
Несмотря на то, что в отдельные годы инвестиции портфеля показывали отрицательную доходность, в номинальном выражении резервы росли на протяжении всего периода существования фонда. Однако в относительных величинах (как доля ВВП) с 2017 года наблюдается снижение.
Альтернативные механизмы трансфертов
В последние годы появилась новая форма трансфертов – через выкуп в портфель фонда акций компаний квазигосударственного сектора. Так, в 2023 году было выкуплено 20% акций АО «НК «КазМунайГаз» на сумму 1,3 трлн тенге, а в 2024 году – 12% акций АО «НАК «Казатомпром» на сумму 467 млрд тенге. Хотя такие операции не попадают в официальную статистику трансфертов, по сути они выполняют аналогичную функцию.
НФРК как щит против роста госдолга
Фактический государственный долг Казахстана на конец 2024 года составил 31,8 трлн тенге, или 23,5% ВВП, из которых правительственный долг равен 22% ВВП, а внутренний правительственный долг – 16%. Это довольно умеренные показатели по мировым стандартам.
Аналитики АКРА провели интересное моделирование: если бы все трансферты из НФРК в бюджет за весь период были заменены государственным долгом, то с учетом его обслуживания, на конец 2024 года госдолг Казахстана мог бы составить около 72 трлн тенге, или 53,5% ВВП.
Таким образом, трансферты из Национального фонда, хотя и замедлили накопление резервов, но позволили сохранить государственный долг на умеренном уровне, обеспечивая финансовую устойчивость страны.
Опыт Казахстана по созданию и управлению суверенным фондом в течение 25 лет демонстрирует эффективность такого инструмента для обеспечения макроэкономической стабильности, особенно в условиях волатильности сырьевых рынков и глобальных финансовых потрясений.