Экономика

Дата публикации: 17.06.2025 12:00

МЭА прогнозирует: пик мирового спроса на нефть наступит в 2030 году

Международное энергетическое агентство (МЭА) подтвердило свой прогноз о достижении пика мирового спроса на нефть к 2030 году. Согласно последнему отчету, максимальное потребление составит 105,5 млн баррелей в сутки, что всего на 100 тыс. баррелей выше предыдущей оценки. По сравнению с 2024 годом, рост потребления к 2030 году ожидается на уровне 2,5 млн баррелей в сутки.

Факторы, влияющие на динамику нефтяного рынка

Аналитики МЭА связывают достижение пика спроса с несколькими ключевыми факторами. Среди них — экономический рост ниже исторического тренда, обостряющаяся глобальная торговая напряженность, фискальные дисбалансы в мировой экономике, а также ускоренное замещение нефти альтернативными источниками энергии в транспортном секторе и электроэнергетике.

Особое внимание в докладе уделяется стремительному росту электромобильного транспорта. В 2024 году мировые продажи электромобилей превысили 17 млн единиц, а в 2025 году ожидается увеличение до 20 млн, что составит примерно четверть всех проданных автомобилей. По расчетам МЭА, к концу десятилетия электромобили вытеснят около 5,4 млн баррелей в сутки мирового спроса на нефть.

Трансформация энергетического сектора

Замещение нефти происходит не только в транспортной отрасли. Значительные изменения наблюдаются в производстве электроэнергии, особенно в Саудовской Аравии, где переход от сжигания нефти к использованию природного газа и возобновляемых источников энергии приведет к крупнейшему среди всех стран снижению спроса на нефть до 2030 года.

На фоне этих тенденций нефтехимическая промышленность, по мнению экспертов МЭА, должна стать доминирующим источником роста мирового спроса на нефть начиная с 2026 года. Производство полимеров и синтетических волокон потребует 18,4 млн баррелей нефти в сутки к 2030 году. Этот рост тесно связан с увеличением предложения сжиженного природного газа (СПГ) на мировом рынке.

Региональные различия в потреблении нефти

В отчете отмечается существенная разница в динамике потребления нефти между развивающимися и развитыми странами. В период 2024-2030 годов спрос на нефть в развивающихся экономиках вырастет на 4,2 млн баррелей в сутки, тогда как в странах ОЭСР ожидается сокращение на 1,7 млн баррелей.

Лидерами роста потребления выступят азиатские рынки. Индия продемонстрирует наибольший прирост — на 1 млн баррелей в сутки. Также значительное увеличение спроса ожидается в странах Юго-Восточной Азии.

Отдельно эксперты МЭА выделяют ситуацию в Китае. По обновленным оценкам, потребление нефти в Поднебесной достигнет пика в 2030 году на уровне 16,7 млн баррелей в сутки — это соответствует прогнозируемому уровню 2025 года, хотя в течение пятилетки возможен кратковременный рост до 16,9 млн баррелей. По сравнению с предыдущим прогнозом оценка китайского спроса понижена на 1,4 млн баррелей. Причинами такого пересмотра стали рост числа электромобилей, увеличение количества грузовиков на СПГ, развитие железнодорожной инфраструктуры и структурные изменения в экономике страны.

Критика прогноза со стороны нефтяной отрасли

Прогнозы МЭА о достижении пика потребления нефти вызывают критику со стороны руководителей крупнейших нефтегазовых компаний. Так, осенью прошлого года на конференции в Абу-Даби глава BP Мюррей Очинклосс заявил, что сложно прогнозировать точный момент наступления пика, но критически важным остается фактор ежегодного снижения добычи на 3-7%, что требует постоянных инвестиций для возмещения выпадающего производства.

Руководитель Shell Ваель Саван отметил, что импульс для роста спроса на нефть все еще сохраняется. По его мнению, на некоторых рынках действительно скоро наступит пик потребления, но другие регионы продолжают наращивать использование энергоресурсов, особенно нефти.

Глава ENI Клаудио Дескальци предупредил о возможном дефиците предложения из-за недостаточных инвестиций в добычу, что может привести не к пику потребления, а к резкому росту цен на нефть и газ.

Главы крупнейших сырьевых трейдеров также выразили сомнения в точности прогнозов МЭА. Руководитель Vitol Рассел Харди подчеркнул, что предыдущие оценки пика спроса не оправдались, а глава Gunvor Торбьорн Торнквист обратил внимание на необходимость дифференцированного подхода к анализу различных секторов потребления нефти: если в сегменте моторного топлива спрос может снижаться, то в нефтехимии наблюдается уверенный рост.

Писали по этой теме

Самрук-Казына впервые провел заседание Совета директоров с участием ИИ-аватара

Национальный управляющий холдинг “Самрук-Казына” стал пионером в использовании искусственного интеллекта для корпоративного управления. Член Совета директоров Юлия Баринова впервы

17.10.2025 08:00

Казпочта претендует на победу в престижной международной премии World Mail Awards 2024

Казахстанская национальная почтовая компания АО «Казпочта» достигла значительного успеха на международной арене, пройдя в финал одной из самых престижных премий почтовой индустрии — World Mai

17.10.2025 08:00

В Алматы построят инновационный медицинский центр по австрийской модели здравоохранения

Алматы ожидает революционные изменения в сфере здравоохранения. В южной столице Казахстана планируется строительство современного медицинского центра, который будет работать по австрийской мо

17.10.2025 07:00

25 миллиардов тенге инвестиций: Кызылорда получила крупнейшее финансирование для модернизации коммунального рынка

Кызылординская область стала центром масштабного инвестиционного проекта, направленного на кардинальное преобразование торговой инфраструктуры региона. Более 25 миллиардов тенге было направле

17.10.2025 02:00

“Кенг дала 2”: как государственная программа революционизирует казахстанское сельское хозяйство

В то время как многие фермеры по всему миру сталкиваются с растущими расходами и сложностями в получении финансирования, казахстанские аграрии получили мощную поддержку от государства. Програ

16.10.2025 16:00

Революция в автокредитовании: Казахстан запускает программу автолизинга для населения в 2024 году

Казахстанцы получат новую возможность приобретения легковых автомобилей благодаря внедрению специального механизма лизинга. Об этом революционном решении для отечественного автомобильного рын

16.10.2025 15:00

Правительство Казахстана приостановило повышение коммунальных тарифов после общественного давления

В ответ на многочисленные обращения граждан и результаты общественного обсуждения, правительство Республики Казахстан приняло решение о временном приостановлении повышения тарифов на коммунал

16.10.2025 15:00

Упрощенка в Казахстане: список запрещенных видов деятельности сократят в 6 раз

Казахстанские предприниматели получат значительно больше возможностей для работы по упрощенному налогообложению. Власти планируют кардинально пересмотреть список запрещенных для “упроще

16.10.2025 15:00

Минфин Казахстана разрешит упрощенку для 150+ новых видов деятельности

Министерство финансов Республики Казахстан объявило о кардинальном сокращении списка запрещенных кодов ОКЭД для упрощенной системы налогообложения. Эта мера направлена на активную поддержку м

16.10.2025 14:00

Казахстан заморозил рост коммунальных тарифов: президентское решение защитит кошельки граждан

Президент Казахстана дал поручение приостановить повышение коммунальных тарифов для всех категорий потребителей. Решение стало важной мерой социальной поддержки в условиях экономической неста

16.10.2025 14:00

Казахстан заморозил цены на бензин АИ-92 и дизель до конца 2024 года

Правительство Республики Казахстан приняло решение о введении моратория на повышение стоимости основных видов топлива, что станет значительным облегчением для казахстанских автомобилистов и т

16.10.2025 14:00

Инфляция в Казахстане ускорилась до 8,5%: 18 регионов показали рекордный рост цен

Экономическая ситуация в Казахстане демонстрирует тревожные тенденции — в ноябре 2024 года годовая инфляция достигла 8,5%, при этом в большинстве регионов страны наблюдается ускорение роста ц

16.10.2025 13:00