Дата публикации: 31.07.2025 20:00
Консалтинг по-казахстански: Как KPMG адаптирует западные подходы к местным реалиям
В консалтинге не существует универсальных решений, особенно когда речь идет о применении западных методологий в Центральной Азии. Партнер KPMG Тимур Омашев рассказал Kapital.kz о том, почему международные бизнес-модели требуют адаптации в Казахстане, как искусственный интеллект меняет индустрию и какие возможности открываются для региона в глобальном контексте.
Западные методологии vs. локальные реалии: поиск баланса
«Западные подходы и лучшие практики разрабатывались на рынках с иным уровнем зрелости – процессной, управленческой, инфраструктурной», – отмечает Тимур Омашев. Когда эти методики накладываются на казахстанскую действительность, возникает несоответствие не только в технических аспектах, но и в корпоративной культуре.
По словам Омашева, главная задача консультантов KPMG – «быть мостиком» между глобальными стандартами и локальными возможностями. Для этого компания разрабатывает поэтапные дорожные карты, которые позволяют клиентам постепенно достигать поставленных целей.
«Мы готовим клиента, разрабатываем правильную дорожную карту с переходными точками, реализуем пилотные проекты, создаем необходимую инфраструктуру данных. Невозможно сразу перейти из точки А в точку Б – нужно пройти промежуточные этапы», – объясняет партнер KPMG.
Управление изменениями: человеческий фактор в бизнес-трансформации
Особое внимание KPMG уделяет change-менеджменту – управлению изменениями на уровне корпоративной культуры. «Очень сложно культурно поменять компанию, которая привыкла работать по-другому. Наша задача – не только предложить новые процессы, но и помочь клиенту и его сотрудникам принять эти изменения», – подчеркивает Омашев.
В отличие от аудита или оценки, где услуги требуются «по умолчанию», консалтинг должен решать реальные проблемы клиента. «Если клиенту действительно нужно решение, только тогда он готов платить деньги. Особенно сложно консалтинговые услуги продавать коммерческим, независимым организациям», – признает эксперт.
Big 4: больше чем строчка в резюме
Говоря о ценности работы в компаниях «Большой четверки», Тимур Омашев выделяет формирование профессиональной сети контактов как главное преимущество. «Самое важное, что ты здесь приобретаешь – актив в виде коллег, друзей, команды. Люди, с которыми ты работал, в дальнейшем становятся успешными профессионалами – все идейные, с высоким IQ. Это твой нетворк, и это ключевое, что ты приобретаешь в Big 4».
Омашев подчеркивает значимость подготовки кадров международного уровня: «Моя задача в рамках консалтинга – чтобы люди, проходящие нашу школу, были конкурентоспособными не только в регионе, но и на глобальном уровне. Поколение Z действительно может конкурировать не только в Казахстане».
Центральная Азия в глобальной повестке трансформаций
«Центральная Азия и Кавказ в рамках текущей геополитики начали хорошо глобально интегрироваться: мы стали необходимы в регионе с учетом того, что происходит», – отмечает Омашев. По его мнению, существуют три ключевых драйвера реформ в регионе:
- Внутреннее желание трансформировать бизнес и повысить конкурентоспособность, особенно заметное в Казахстане, Узбекистане и Азербайджане;
- Международные финансовые организации (EBRD, ADB), продвигающие реформы через кредитование и гранты;
- Глобализация и требования международных инвесторов к прозрачности и внедрению ESG-отчетности.
«ESG и устойчивое развитие становятся не просто лучшими практиками, а необходимостью. Хотя сейчас эта тема временно забуксовала в связи с приходом Трампа, в целом повестка не поменялась. Если мы не подготовимся, то просто опоздаем и будем получать определенный ущерб», – предупреждает партнер KPMG.
Искусственный интеллект в консалтинге: революция или эволюция?
Согласно недавнему исследованию KPMG, 52% казахстанских компаний знакомы с технологиями искусственного интеллекта, но 64% не знают, как применить их в бизнесе. Омашев уверен: «AI не заменит консалтинг, а консультанта заменит консультант, который хорошо овладел инструментами AI».
KPMG активно внедряет AI-инструменты для повышения эффективности внутренних процессов. «Есть ряд инструментов, разработанных KPMG: AI Workbench, aIQ Chat, Velocity. Это аналоги ChatGPT, но для нашей компании, позволяющие делать глубокую аналитику очень быстро без нарушения конфиденциальности», – рассказывает эксперт.
Технологии меняют структуру консалтинговых компаний: «Классическая пирамида Big 4 может начать меняться: вместо широкой базы из джуниоров будет ставка на небольшие, но более подготовленные команды, которые умеют работать с AI-инструментами и добиваются результатов быстрее».
При этом Омашев убежден, что AI пока не способен заменить специалиста, обладающего глубинной экспертизой. Консалтинг становится более технологичным, но человеческий опыт и понимание локального контекста остаются ключевыми факторами успеха, особенно в регионе, где западные подходы требуют тщательной адаптации.