Дата публикации: 15.07.2025 16:00
Казахстан планирует преодолеть 30% дефицит авиатоплива к 2030 году
Активное развитие гражданской и грузовой авиации в Казахстане привело к значительному росту потребления авиационного керосина, в результате чего страна вынуждена импортировать до 30% необходимого объема топлива. Однако власти уже разработали стратегию по устранению этого дефицита в ближайшие годы.
От самодостаточности к дефициту: как изменилась ситуация с авиатопливом
По словам заместителя премьер-министра РК Романа Скляра, еще в 2017 году после реконструкции нефтеперерабатывающих заводов Казахстан смог преодолеть дефицит авиакеросина. На тот момент годового производства в 650 тысяч тонн было достаточно для покрытия внутренних потребностей страны.
«Однако после 2019 года мы стали потреблять порядка 900 тысяч – 1 миллион тонн авиакеросина ежегодно», – отметил Скляр во время пресс-конференции по итогам заседания правительства.
Рост потребления связан с несколькими факторами: расширением маршрутной сети казахстанских авиаперевозчиков, увеличением внутренних перелетов и предоставлением пятой степени свободы воздуха иностранным авиакомпаниям, что позволяет им осуществлять перевозки между Казахстаном и третьими странами.
Стратегия по устранению дефицита авиатоплива
Правительство Казахстана разработало комплексный план по решению проблемы дефицита авиакеросина. Ключевым элементом стратегии является увеличение производственных мощностей.
«К 2029-2030 году, с вводом новых нефтеперерабатывающих мощностей мы этот дефицит устраним», – заявил вице-премьер.
Согласно планам, производство авиатоплива в Казахстане планируется увеличить до 1,5 миллиона тонн, что полностью покроет потребности растущего авиационного сектора страны.
Единый оператор и новая инфраструктура
Важным шагом в оптимизации поставок авиатоплива станет создание единого оператора на базе ТОО «КазМунайГаз-Аэро». Компания уже планирует строительство топливозаправочных комплексов в аэропортах Астаны (стоимостью 2,5 млрд тенге) и Актобе (5 млрд тенге).
Параллельно Агентство по защите и развитию конкуренции разрабатывает комплексный план мероприятий, направленный на снижение стоимости авиатоплива в аэропортах и развитие конкуренции на этом рынке.
Развитие региональных аэропортов – стимул для внутреннего туризма
Помимо решения вопросов с авиатопливом, правительство Казахстана активно инвестирует в развитие региональной авиационной инфраструктуры. В 2024 году планируется ввод в эксплуатацию новых аэропортов в Аркалыке, Кендерли, а также в Восточном Казахстане – Катон-Карагае и Зайсане.
«Это заметно улучшит ситуацию с внутренним туризмом и, конечно, внутренними авиационными перевозками», – подчеркнул Роман Скляр.
Контроль за ценообразованием
Несмотря на то, что рынок авиаперевозок в Казахстане дерегулирован, власти продолжают следить за ценообразованием. Агентство по защите и развитию конкуренции проводит регулярный мониторинг деятельности авиакомпаний, чтобы предотвратить необоснованное завышение цен.
«Чтобы кто-то не злоупотреблял, в данном случае это наши авиакомпании, так как они являются доминантами, Агентство постоянно проводит мониторинг для того, чтобы цены не были слишком завышены», – отметил вице-премьер.
Ранее депутат мажилиса Мурат Абенов связывал высокие цены на авиабилеты в Казахстане с неэффективной политикой министерства энергетики и «КазМунайГаза».
С реализацией намеченных планов по увеличению производства авиатоплива и развитию инфраструктуры Казахстан стремится не только достичь самообеспеченности авиакеросином, но и создать условия для более доступных и качественных авиаперевозок, что положительно скажется на развитии туризма и экономики страны в целом.