Экономика

Дата публикации: 15.07.2025 16:00

Казахстан планирует преодолеть 30% дефицит авиатоплива к 2030 году

Активное развитие гражданской и грузовой авиации в Казахстане привело к значительному росту потребления авиационного керосина, в результате чего страна вынуждена импортировать до 30% необходимого объема топлива. Однако власти уже разработали стратегию по устранению этого дефицита в ближайшие годы.

От самодостаточности к дефициту: как изменилась ситуация с авиатопливом

По словам заместителя премьер-министра РК Романа Скляра, еще в 2017 году после реконструкции нефтеперерабатывающих заводов Казахстан смог преодолеть дефицит авиакеросина. На тот момент годового производства в 650 тысяч тонн было достаточно для покрытия внутренних потребностей страны.

«Однако после 2019 года мы стали потреблять порядка 900 тысяч – 1 миллион тонн авиакеросина ежегодно», – отметил Скляр во время пресс-конференции по итогам заседания правительства.

Рост потребления связан с несколькими факторами: расширением маршрутной сети казахстанских авиаперевозчиков, увеличением внутренних перелетов и предоставлением пятой степени свободы воздуха иностранным авиакомпаниям, что позволяет им осуществлять перевозки между Казахстаном и третьими странами.

Стратегия по устранению дефицита авиатоплива

Правительство Казахстана разработало комплексный план по решению проблемы дефицита авиакеросина. Ключевым элементом стратегии является увеличение производственных мощностей.

«К 2029-2030 году, с вводом новых нефтеперерабатывающих мощностей мы этот дефицит устраним», – заявил вице-премьер.

Согласно планам, производство авиатоплива в Казахстане планируется увеличить до 1,5 миллиона тонн, что полностью покроет потребности растущего авиационного сектора страны.

Единый оператор и новая инфраструктура

Важным шагом в оптимизации поставок авиатоплива станет создание единого оператора на базе ТОО «КазМунайГаз-Аэро». Компания уже планирует строительство топливозаправочных комплексов в аэропортах Астаны (стоимостью 2,5 млрд тенге) и Актобе (5 млрд тенге).

Параллельно Агентство по защите и развитию конкуренции разрабатывает комплексный план мероприятий, направленный на снижение стоимости авиатоплива в аэропортах и развитие конкуренции на этом рынке.

Развитие региональных аэропортов – стимул для внутреннего туризма

Помимо решения вопросов с авиатопливом, правительство Казахстана активно инвестирует в развитие региональной авиационной инфраструктуры. В 2024 году планируется ввод в эксплуатацию новых аэропортов в Аркалыке, Кендерли, а также в Восточном Казахстане – Катон-Карагае и Зайсане.

«Это заметно улучшит ситуацию с внутренним туризмом и, конечно, внутренними авиационными перевозками», – подчеркнул Роман Скляр.

Контроль за ценообразованием

Несмотря на то, что рынок авиаперевозок в Казахстане дерегулирован, власти продолжают следить за ценообразованием. Агентство по защите и развитию конкуренции проводит регулярный мониторинг деятельности авиакомпаний, чтобы предотвратить необоснованное завышение цен.

«Чтобы кто-то не злоупотреблял, в данном случае это наши авиакомпании, так как они являются доминантами, Агентство постоянно проводит мониторинг для того, чтобы цены не были слишком завышены», – отметил вице-премьер.

Ранее депутат мажилиса Мурат Абенов связывал высокие цены на авиабилеты в Казахстане с неэффективной политикой министерства энергетики и «КазМунайГаза».

С реализацией намеченных планов по увеличению производства авиатоплива и развитию инфраструктуры Казахстан стремится не только достичь самообеспеченности авиакеросином, но и создать условия для более доступных и качественных авиаперевозок, что положительно скажется на развитии туризма и экономики страны в целом.

Писали по этой теме

Fitch подтверждает кредитный рейтинг Казахстана «BBB» на фоне роста экономики в 6,2%

Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings сохранило суверенный кредитный рейтинг Казахстана на уровне «BBB» с прогнозом «Стабильный», что отражает устойчивость экономики страны в теку

15.07.2025 18:00

Год трансформации Казцинка: Жанат Жанботин о финансовой устойчивости в эпоху глобальной неопределенности

Генеральный директор одной из крупнейших горно-металлургических компаний Казахстана подводит итоги первого года руководства, делится стратегическими приоритетами и раскрывает секреты эффектив

15.07.2025 16:00

Казахстан планирует преодолеть 30% дефицит авиатоплива к 2030 году

Активное развитие гражданской и грузовой авиации в Казахстане привело к значительному росту потребления авиационного керосина, в результате чего страна вынуждена импортировать до 30% необходи

15.07.2025 16:00

FlyArystan открыл прямое авиасообщение между Атырау и Ташкентом

Казахстанский лоукостер FlyArystan совершил исторический первый рейс по маршруту Атырау – Ташкент, соединив западный Казахстан напрямую со столицей Узбекистана. Это событие открывает новую гл

15.07.2025 16:00

Премьер Бектенов объяснил, почему держат в тайне имена возвращающих нелегальные активы

Премьер-министр Казахстана Олжас Бектенов раскрыл причины, по которым правительство не публикует имена лиц и компаний, возвращающих незаконно выведенные активы в страну. Эта информация прозву

15.07.2025 14:00

Где отдыхают министры: Правительство Казахстана взялось за развитие отечественного туризма

Члены правительства Казахстана на пресс-конференции поделились своими предпочтениями в отдыхе и обсудили перспективы развития туристической отрасли страны на фоне критики президента о неготов

15.07.2025 14:00

Рекордный рост: транспортный сектор Казахстана увеличился на 22,7% за первое полугодие

Транспортная отрасль Казахстана демонстрирует впечатляющую динамику развития в 2023 году. Согласно данным, представленным министром транспорта Нурланом Сауранбаевым на заседании правительства

15.07.2025 13:00

Новый Налоговый кодекс Казахстана: 3 трлн тенге на развитие инфраструктуры и экономики

Президент Казахстана подписал закон о внесении изменений в действующий Налоговый кодекс, в то время как новый Налоговый кодекс находится на финальной стадии утверждения. Экономические реформы

15.07.2025 12:00

Казахстан готов самостоятельно построить три ТЭЦ без российского финансирования

Правительство Казахстана больше не намерено откладывать строительство трех важных энергетических объектов и готово реализовать проекты собственными силами, если ответа от России по финансиров

15.07.2025 09:00

Стоимость первой АЭС Казахстана с технологиями «Росатома» будет объявлена в декабре

Заместитель премьер-министра РК Роман Скляр сообщил, что окончательная стоимость строительства первой атомной электростанции в Казахстане станет известна в декабре 2025 года. Заявление прозву

15.07.2025 09:00

Правительство Казахстана меняет стратегию использования Национального фонда

Правительство Республики Казахстан приняло стратегическое решение об изменении подхода к использованию средств Национального фонда. В трехлетнем бюджете не будут предусмотрены целевые трансфе

15.07.2025 08:00