Дата публикации: 13.06.2025 17:00
Цифровая зависимость: Казахстанские школьники предпочитают соцсети домашним заданиям
Современные школьники Казахстана всё глубже погружаются в цифровой мир, жертвуя временем на учебу. Согласно недавнему исследованию аналитиков Energyprom.kz, основанному на данных Бюро национальной статистики, подростки стали проводить значительно больше времени в интернете, сокращая часы на выполнение домашних заданий.
Как изменились привычки казахстанских школьников за 5 лет
Статистика показывает тревожную тенденцию: мальчики 10-14 лет в 2023 году проводили в социальных сетях и медиа уже 1 час 46 минут ежедневно, что на 16 минут больше, чем в 2018 году. У девочек того же возраста время в цифровом пространстве выросло с 1 часа 18 минут до 1 часа 35 минут.
Одновременно с этим школьники стали уделять на полчаса меньше времени выполнению домашних заданий. Сейчас на «домашку» у мальчиков уходит всего 1 час 11 минут, у девочек — 1 час 8 минут, что практически равно времени, которое подростки проводят на культурных и спортивных мероприятиях.
Интересно, что современные дети стали больше помогать по дому. Мальчики теперь тратят на домашние дела в два раза больше времени (46 минут против 23 минут в 2018 году), а девочки увеличили свой вклад с 49 минут до 1 часа 13 минут.
Масштабы цифровой активности подростков Казахстана
Согласно исследованиям Казахстанского института общественного развития (КИОР), ситуация с цифровой зависимостью становится всё более актуальной. По данным Европейского регионального бюро ВОЗ, 44% подростков в Казахстане ежедневно общаются онлайн, а 31% находятся на связи «почти все время в течение дня».
Лишь 13% опрошенных подростков переписываются раз в неделю или реже, а самая малочисленная группа (12%) вообще не пользуется социальными медиа. Среди подростков наибольшей популярностью пользуются развлекательные ролики в TikTok и Instagram, не несущие полезной смысловой нагрузки.
Исследование КИОР также показало, что дети старше 6 лет в Казахстане уже имеют собственные гаджеты, хотя изначально их использование связано с обучением. К 13-17 годам подростки активно применяют цифровую технику для выхода в интернет и просмотра социальных сетей.
Что думают родители о цифровой зависимости детей
Проблема зависимости детей от гаджетов волнует большинство казахстанских родителей. Опрос 2024 года, охвативший 3 тысячи человек, показал, что 72,8% взрослых считают эту проблему актуальной для своей семьи. Только четверть опрошенных не видит в этом серьезной угрозы.
Удивительно, но при высоком уровне обеспокоенности, лишь 15% родителей используют программы родительского контроля. Треть знает о таких приложениях, но не применяет их, а почти 40% городских и 36% сельских жителей вообще никогда не слышали о возможностях контроля детских гаджетов.
Региональные различия в подходах к контролю
В разных регионах Казахстана наблюдается существенная разница в отношении к цифровому контролю. Лидером по использованию родительского контроля является Улытауская область, где 64,7% родителей применяют специальные приложения. В противоположность этому, в Шымкенте таких родителей всего 6,7%. Более 87% опрошенных шымкентцев либо не знают о таких программах, либо игнорируют их существование.
Схожая ситуация наблюдается в большинстве южных регионов — Туркестанской, Алматинской и Кызылординской областях.
Почему родители контролируют (или не контролируют) гаджеты детей
Основные причины для контроля детских устройств вполне понятны: родители стремятся оградить детей от вредного контента и отслеживать местоположение ребенка. Однако 10,3% опрошенных мужчин и женщин считают использование программ родительского контроля вторжением в личное пространство детей.
Что рекомендуют специалисты
Международный союз электросвязи предлагает четкие рекомендации по защите детей в онлайн-среде. Детям 5-7 лет нельзя разрешать самостоятельно проводить время в интернете. Для возраста 8-10 лет рекомендуется запретить использование чатов и соцсетей, установить родительский контроль и объяснить важность неразглашения личных данных.
За детьми старше 11 лет нужен тотальный контроль: проверка истории браузера, мониторинг переписки и контроль всех устройств с доступом в интернет. С подростками старшего возраста рекомендуется заранее договариваться о правилах использования гаджетов, обсуждать темы неприемлемого контента и следить за безопасностью их личной информации.
Эксперты подчеркивают: баланс между цифровой активностью и образованием критически важен для здорового развития современных детей. Родителям необходимо не только контролировать время, проведенное ребенком в сети, но и стимулировать интерес к учебе и физической активности.