Бизнес

Дата публикации: 30.05.2025 07:00

Транспортный кризис: 90% субсидий достаются трем городам, регионы на грани остановки перевозок

Национальная палата предпринимателей «Атамекен» выявила серьезные системные проблемы в сфере субсидирования пассажирского автотранспорта в Казахстане. Эксперты бьют тревогу: несмотря на значительное увеличение государственного финансирования, частные перевозчики оказались на грани выживания.

Деньги есть, но не для всех

Парадоксальная ситуация сложилась в транспортной отрасли страны. При общем росте объема финансирования с 132 млрд тенге в 2022 году до 250,4 млрд тенге в 2024 году наблюдается вопиющая диспропорция в распределении средств. Согласно данным исследования, проведенного Советом по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции НПП под председательством Каирбека Сулейменова, 90% всех транспортных субсидий сконцентрированы всего в трех городах — Алматы, Астане и Шымкенте.

«Остальные регионы фактически остаются без должной компенсации убытков, что приводит к финансовому истощению перевозчиков и создает реальную угрозу остановки маршрутов. Особенно критична ситуация для отдаленных и малонаселенных пунктов», — подчеркнул Каирбек Сулейменов.

Региональные перевозчики на грани банкротства

Масштаб проблемы иллюстрируют конкретные примеры. В Северо-Казахстанской области задолженность перед ТОО «Kyzylzhar Buses» достигла почти 758 млн тенге только за 2023 год. В Акмолинской области ТОО «Кокшетауский автобусный парк» недополучило 306 млн тенге за период 2022-2024 годов. Эти цифры — не просто статистика, а реальный индикатор кризиса, который может привести к коллапсу транспортной системы в регионах.

Двойные стандарты и непропорциональные штрафы

Детальный анализ договоров о субсидировании в Алматы выявил положения, которые ставят частных перевозчиков в заведомо проигрышное положение. За незначительные нарушения, например, наличие вмятины на кузове автобуса, предусмотрено удержание 0,3% от суммы зачтенной транспортной работы. Для наглядности: если водитель использует мобильный телефон за рулем, штраф по КоАП составляет 19 660 тенге, а по договору субсидирования — до 650 000 тенге. При этом ответственность возлагается не на конкретного водителя, а на все предприятие.

«Такое повторное наложение санкций за одно и то же правонарушение нарушает базовые принципы справедливости и правовую логику», — отмечают эксперты НПП.

Государство конкурирует с бизнесом вопреки собственным правилам

Особое внимание «Атамекен» обращает на противоречие между декларируемым курсом на либерализацию экономики и фактическими действиями местных исполнительных органов. В то время как президент и правительство провозглашают сокращение доли государства в конкурентных сферах, на местах происходит активная поддержка коммунальных перевозчиков в ущерб частному бизнесу.

Яркий пример — ситуация в Алматы, где ТОО «Алматыэлектротранс» получило 1200 автобусов за счет бюджета, а на 2025 год запланирована закупка еще 900 единиц транспорта для этого же коммунального предприятия. Частные перевозчики лишены доступа к прямому финансированию, сталкиваются с высокими штрафами и задержками выплат субсидий.

По мнению экспертов, такая политика напрямую противоречит Предпринимательскому кодексу и принципу «Yellow Pages Rules», согласно которому государство не должно конкурировать с бизнесом там, где частный сектор способен обеспечить услуги самостоятельно.

Системное реформирование вместо полумер

В НПП «Атамекен» подчеркивают: регулярные пассажирские перевозки — это не только элемент транспортной инфраструктуры, но и важнейший социальный механизм. Сегодня частный бизнес вынужден бороться не только с рыночными, но и с административными барьерами.

«Несоблюдение норм законодательства, неравные условия для конкуренции и отсутствие надзора со стороны уполномоченных органов формируют благоприятную почву для коррупции и подрывают доверие предпринимателей к государству. Мы призываем к системному реформированию отрасли и реальному выполнению обязательств государства перед бизнесом — честно, прозрачно и без избирательного подхода», — заявляют в палате предпринимателей.

Стоит отметить, что проблемы с перевозками затрагивают не только автомобильный транспорт. Ранее казахстанский бизнес уже выражал обеспокоенность высокими тарифами на железнодорожные перевозки. По словам заместителя председателя правления НПП Мурата Амрина, особенно остро ситуация отражается на экспортных поставках: за последние годы регулируемый тариф на услуги магистральной железнодорожной сети, локомотивную тягу и общий тариф в экспортном направлении кратно возросли, что значительно опережает темпы инфляции и ставит под угрозу конкурентоспособность казахстанских товаров на внешних рынках.

Писали по этой теме

Казахстан кардинально упрощает ликвидацию ИП: убирают справки о задолженности

Индивидуальные предприниматели Казахстана вскоре смогут закрывать свой бизнес значительно проще. Министерство национальной экономики РК подготовило революционные поправки в налоговое законода

16.10.2025 17:00

Freedom Finance инвестировала $92 млн в стриминговый сервис: новая стратегия диверсификации

Финансовая компания Freedom Finance объявила о крупных инвестициях в размере $92 миллионов в развитие собственного стримингового сервиса в 2025 году. Этот шаг знаменует важный этап в стратеги

16.10.2025 08:00

Freedom Holding завершил полное поглощение казахстанского маркетплейса Arbuz

Американская инвестиционная компания Freedom Holding Corp объявила о завершении крупной сделки по приобретению оставшихся акций ведущего казахстанского маркетплейса Arbuz. Теперь холдинг влад

16.10.2025 07:00

Улугбек Мирзамухамедов: как CEO “Семург” революционизирует страхование и венчурное инвестирование в Узбекистане

Страховой рынок Узбекистана переживает период активной трансформации, и одним из ключевых игроков этого процесса стал Улугбек Мирзамухамедов, возглавляющий страховую компанию “Семург&#8

16.10.2025 07:00

100 миллионов тенге: сколько стоило открытие первой Bellissimo Pizza в Астане

Популярная сеть пиццерий Bellissimo Pizza раскрыла размер инвестиций, потраченных на открытие своей первой точки в столице Казахстана. По данным компании, затраты на запуск ресторана в Астане

16.10.2025 05:00

300 тысяч казахстанских компаний рискуют закрыться из-за новых налоговых правил

Грядущие изменения в налоговом законодательстве Казахстана могут привести к массовому закрытию предприятий. По оценкам экспертов, под угрозой находятся около 300 тысяч компаний, большинство и

14.10.2025 13:00

Air Astana инвестирует $1,3 млрд в масштабную модернизацию авиапарка до 2029 года

Национальная авиакомпания Казахстана Air Astana объявила о грандиозных планах развития, предусматривающих инвестирование $1,3 миллиарда долларов в течение следующих пяти лет. Амбициозная прог

14.10.2025 11:00

Казахстанские ИП увеличили производство на 8,4%: объем достиг 5,4 трлн тенге

Индивидуальные предприниматели Казахстана продемонстрировали впечатляющие результаты в прошедшем году, увеличив выпуск продукции на 8,4%. Согласно данным Бюро национальной статистики, общий о

14.10.2025 11:00

Мегаферма за 12 миллиардов тенге: в Северном Казахстане строят крупнейший животноводческий комплекс

Северо-Казахстанская область станет домом для одного из самых масштабных животноводческих проектов в стране. Строительство современной мегафермы с инвестициями в размере 12 миллиардов тенге о

13.10.2025 16:00

“Верный Капитал” завершил продажу золотого месторождения Кызылту канадской Centerra Gold за $204 млн

Крупная международная сделка в сфере золотодобычи Казахстана получила свое завершение. Группа компаний “Верный Капитал” успешно закрыла продажу горнодобывающей компании RG Gold ка

13.10.2025 06:00

Бизнес-гранты до 3 млн тенге: старт приема заявок назначен на 20 октября

Казахстанские предприниматели получили новую возможность для развития своего дела. С 20 октября 2024 года официально стартует прием заявок на получение государственных бизнес-грантов в рамках

10.10.2025 06:00

inDrive завоевывает мировой рынок: как аукционная модель такси меняет индустрию

Казахстанская IT-компания inDrive продолжает удивлять мировой рынок пассажирских перевозок. За несколько лет стартап из Алматы стал крупнейшим сервисом поездок в мире по количеству загрузок,

9.10.2025 11:00