Бизнес

Дата публикации: 30.05.2025 07:00

Транспортный кризис: 90% субсидий достаются трем городам, регионы на грани остановки перевозок

Национальная палата предпринимателей «Атамекен» выявила серьезные системные проблемы в сфере субсидирования пассажирского автотранспорта в Казахстане. Эксперты бьют тревогу: несмотря на значительное увеличение государственного финансирования, частные перевозчики оказались на грани выживания.

Деньги есть, но не для всех

Парадоксальная ситуация сложилась в транспортной отрасли страны. При общем росте объема финансирования с 132 млрд тенге в 2022 году до 250,4 млрд тенге в 2024 году наблюдается вопиющая диспропорция в распределении средств. Согласно данным исследования, проведенного Советом по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции НПП под председательством Каирбека Сулейменова, 90% всех транспортных субсидий сконцентрированы всего в трех городах — Алматы, Астане и Шымкенте.

«Остальные регионы фактически остаются без должной компенсации убытков, что приводит к финансовому истощению перевозчиков и создает реальную угрозу остановки маршрутов. Особенно критична ситуация для отдаленных и малонаселенных пунктов», — подчеркнул Каирбек Сулейменов.

Региональные перевозчики на грани банкротства

Масштаб проблемы иллюстрируют конкретные примеры. В Северо-Казахстанской области задолженность перед ТОО «Kyzylzhar Buses» достигла почти 758 млн тенге только за 2023 год. В Акмолинской области ТОО «Кокшетауский автобусный парк» недополучило 306 млн тенге за период 2022-2024 годов. Эти цифры — не просто статистика, а реальный индикатор кризиса, который может привести к коллапсу транспортной системы в регионах.

Двойные стандарты и непропорциональные штрафы

Детальный анализ договоров о субсидировании в Алматы выявил положения, которые ставят частных перевозчиков в заведомо проигрышное положение. За незначительные нарушения, например, наличие вмятины на кузове автобуса, предусмотрено удержание 0,3% от суммы зачтенной транспортной работы. Для наглядности: если водитель использует мобильный телефон за рулем, штраф по КоАП составляет 19 660 тенге, а по договору субсидирования — до 650 000 тенге. При этом ответственность возлагается не на конкретного водителя, а на все предприятие.

«Такое повторное наложение санкций за одно и то же правонарушение нарушает базовые принципы справедливости и правовую логику», — отмечают эксперты НПП.

Государство конкурирует с бизнесом вопреки собственным правилам

Особое внимание «Атамекен» обращает на противоречие между декларируемым курсом на либерализацию экономики и фактическими действиями местных исполнительных органов. В то время как президент и правительство провозглашают сокращение доли государства в конкурентных сферах, на местах происходит активная поддержка коммунальных перевозчиков в ущерб частному бизнесу.

Яркий пример — ситуация в Алматы, где ТОО «Алматыэлектротранс» получило 1200 автобусов за счет бюджета, а на 2025 год запланирована закупка еще 900 единиц транспорта для этого же коммунального предприятия. Частные перевозчики лишены доступа к прямому финансированию, сталкиваются с высокими штрафами и задержками выплат субсидий.

По мнению экспертов, такая политика напрямую противоречит Предпринимательскому кодексу и принципу «Yellow Pages Rules», согласно которому государство не должно конкурировать с бизнесом там, где частный сектор способен обеспечить услуги самостоятельно.

Системное реформирование вместо полумер

В НПП «Атамекен» подчеркивают: регулярные пассажирские перевозки — это не только элемент транспортной инфраструктуры, но и важнейший социальный механизм. Сегодня частный бизнес вынужден бороться не только с рыночными, но и с административными барьерами.

«Несоблюдение норм законодательства, неравные условия для конкуренции и отсутствие надзора со стороны уполномоченных органов формируют благоприятную почву для коррупции и подрывают доверие предпринимателей к государству. Мы призываем к системному реформированию отрасли и реальному выполнению обязательств государства перед бизнесом — честно, прозрачно и без избирательного подхода», — заявляют в палате предпринимателей.

Стоит отметить, что проблемы с перевозками затрагивают не только автомобильный транспорт. Ранее казахстанский бизнес уже выражал обеспокоенность высокими тарифами на железнодорожные перевозки. По словам заместителя председателя правления НПП Мурата Амрина, особенно остро ситуация отражается на экспортных поставках: за последние годы регулируемый тариф на услуги магистральной железнодорожной сети, локомотивную тягу и общий тариф в экспортном направлении кратно возросли, что значительно опережает темпы инфляции и ставит под угрозу конкурентоспособность казахстанских товаров на внешних рынках.

Писали по этой теме

Hytera одержала победу в суде за товарный знак в Казахстане после четырехлетней борьбы

Китайский технологический гигант Hytera Communications Corporation Limited успешно завершила многолетнюю юридическую битву за право использования своего товарного знака в Казахстане. Апелляци

7.11.2025 10:00

Air Astana заключила сделку века: покупка 18 Boeing 787-9 Dreamliner на $5,5 млрд

Национальная авиакомпания Казахстана Air Astana подписала историческое соглашение о приобретении 18 широкофюзеляжных самолетов Boeing 787-9 Dreamliner общей стоимостью $5,5 миллиарда. Эта сде

7.11.2025 07:00

Зарплаты в Казахстане выросли на 17%: главные тренды рынка труда в 2024 году

Казахстанский рынок труда демонстрирует уверенный рост: средняя зарплата достигла 355 тысяч тенге, что на 17% больше показателей 2023 года. Такие данные представили эксперты в рамках Дня HR-д

7.11.2025 05:00

Цифровизация МСБ повышает ВВП Казахстана: каждый процент дает рост экономики на 0,12%

Новое исследование Казкоммерцбанка показало прямую связь между цифровой активностью малого и среднего бизнеса и экономическим ростом страны. Увеличение доли цифрово-активных предприятий всего

6.11.2025 13:00

Алматы станет пионером робототехники: открывается первая лаборатория в Центральной Азии

Казахстан делает решительный шаг в будущее технологий. В Алматы готовится к открытию уникальная лаборатория робототехники, созданная в партнерстве с ведущей китайской компанией Unitree Roboti

6.11.2025 12:00

RAF-2025: Казахстан представил амбициозную стратегию развития на фоне глобальных вызовов

Российско-азиатский форум RAF-2025 завершился знаковыми решениями, определившими векторы экономического развития региона на ближайшие годы. Мероприятие стало важной площадкой для обсуждения с

6.11.2025 10:00

Ozon Казахстан радикально снижает тарифы: продавцы экономят до 30% на складских услугах

Крупнейший российский маркетплейс Ozon объявил о значительном улучшении условий для казахстанских продавцов. Новая тарифная политика позволит предпринимателям, использующим складские мощности

6.11.2025 05:00

Владимир Ким и Эдуард Огай инвестируют 100 млн тенге в альтернативную энергетику Казахстана

Известные казахстанские предприниматели Владимир Ким и Эдуард Огай сделали важный шаг в развитии зеленой энергетики республики, зарегистрировав новую компанию “АльтернативЭнерджи”

5.11.2025 12:00

Нулевая пошлина на электромобили в Казахстане: сохранится ли льгота в 2025 году

Казахстанский рынок электромобилей переживает настоящий бум. За первые девять месяцев 2024 года импорт электротранспорта в страну вырос почти на 50%, что во многом связано с действующей нулев

4.11.2025 15:00

Coca-Cola отмечает 30-летний юбилей в Казахстане: $200 млн инвестиций и тысячи рабочих мест

Легендарный американский бренд Coca-Cola празднует значимую веху — 30 лет успешного присутствия на казахстанском рынке. За три десятилетия компания не просто завоевала сердца потребителей, но

3.11.2025 05:00

ФК «Кайсар» продан за 250 млн тенге: завершена приватизация кызылординского клуба

Футбольный клуб «Кайсар» из Кызылорды официально перешел в частные руки, завершив процедуру приватизации. Сделка стоимостью 250 миллионов тенге знаменует новую эру для одного из региональных

31.10.2025 13:00

69% казахстанцев кардинально изменили покупательские привычки из-за роста цен

Стремительный рост цен на продукты питания заставил две трети казахстанских потребителей пересмотреть свои покупательские привычки. Согласно новому исследованию международной компании Nielsen

30.10.2025 13:00