Бизнес

Дата публикации: 30.05.2025 07:00

Транспортный кризис: 90% субсидий достаются трем городам, регионы на грани остановки перевозок

Национальная палата предпринимателей «Атамекен» выявила серьезные системные проблемы в сфере субсидирования пассажирского автотранспорта в Казахстане. Эксперты бьют тревогу: несмотря на значи

Национальная палата предпринимателей «Атамекен» выявила серьезные системные проблемы в сфере субсидирования пассажирского автотранспорта в Казахстане. Эксперты бьют тревогу: несмотря на значи

Национальная палата предпринимателей «Атамекен» выявила серьезные системные проблемы в сфере субсидирования пассажирского автотранспорта в Казахстане. Эксперты бьют тревогу: несмотря на значительное увеличение государственного финансирования, частные перевозчики оказались на грани выживания.

Деньги есть, но не для всех

Парадоксальная ситуация сложилась в транспортной отрасли страны. При общем росте объема финансирования с 132 млрд тенге в 2022 году до 250,4 млрд тенге в 2024 году наблюдается вопиющая диспропорция в распределении средств. Согласно данным исследования, проведенного Советом по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции НПП под председательством Каирбека Сулейменова, 90% всех транспортных субсидий сконцентрированы всего в трех городах — Алматы, Астане и Шымкенте.

«Остальные регионы фактически остаются без должной компенсации убытков, что приводит к финансовому истощению перевозчиков и создает реальную угрозу остановки маршрутов. Особенно критична ситуация для отдаленных и малонаселенных пунктов», — подчеркнул Каирбек Сулейменов.

Региональные перевозчики на грани банкротства

Масштаб проблемы иллюстрируют конкретные примеры. В Северо-Казахстанской области задолженность перед ТОО «Kyzylzhar Buses» достигла почти 758 млн тенге только за 2023 год. В Акмолинской области ТОО «Кокшетауский автобусный парк» недополучило 306 млн тенге за период 2022-2024 годов. Эти цифры — не просто статистика, а реальный индикатор кризиса, который может привести к коллапсу транспортной системы в регионах.

Двойные стандарты и непропорциональные штрафы

Детальный анализ договоров о субсидировании в Алматы выявил положения, которые ставят частных перевозчиков в заведомо проигрышное положение. За незначительные нарушения, например, наличие вмятины на кузове автобуса, предусмотрено удержание 0,3% от суммы зачтенной транспортной работы. Для наглядности: если водитель использует мобильный телефон за рулем, штраф по КоАП составляет 19 660 тенге, а по договору субсидирования — до 650 000 тенге. При этом ответственность возлагается не на конкретного водителя, а на все предприятие.

«Такое повторное наложение санкций за одно и то же правонарушение нарушает базовые принципы справедливости и правовую логику», — отмечают эксперты НПП.

Государство конкурирует с бизнесом вопреки собственным правилам

Особое внимание «Атамекен» обращает на противоречие между декларируемым курсом на либерализацию экономики и фактическими действиями местных исполнительных органов. В то время как президент и правительство провозглашают сокращение доли государства в конкурентных сферах, на местах происходит активная поддержка коммунальных перевозчиков в ущерб частному бизнесу.

Яркий пример — ситуация в Алматы, где ТОО «Алматыэлектротранс» получило 1200 автобусов за счет бюджета, а на 2025 год запланирована закупка еще 900 единиц транспорта для этого же коммунального предприятия. Частные перевозчики лишены доступа к прямому финансированию, сталкиваются с высокими штрафами и задержками выплат субсидий.

По мнению экспертов, такая политика напрямую противоречит Предпринимательскому кодексу и принципу «Yellow Pages Rules», согласно которому государство не должно конкурировать с бизнесом там, где частный сектор способен обеспечить услуги самостоятельно.

Системное реформирование вместо полумер

В НПП «Атамекен» подчеркивают: регулярные пассажирские перевозки — это не только элемент транспортной инфраструктуры, но и важнейший социальный механизм. Сегодня частный бизнес вынужден бороться не только с рыночными, но и с административными барьерами.

«Несоблюдение норм законодательства, неравные условия для конкуренции и отсутствие надзора со стороны уполномоченных органов формируют благоприятную почву для коррупции и подрывают доверие предпринимателей к государству. Мы призываем к системному реформированию отрасли и реальному выполнению обязательств государства перед бизнесом — честно, прозрачно и без избирательного подхода», — заявляют в палате предпринимателей.

Стоит отметить, что проблемы с перевозками затрагивают не только автомобильный транспорт. Ранее казахстанский бизнес уже выражал обеспокоенность высокими тарифами на железнодорожные перевозки. По словам заместителя председателя правления НПП Мурата Амрина, особенно остро ситуация отражается на экспортных поставках: за последние годы регулируемый тариф на услуги магистральной железнодорожной сети, локомотивную тягу и общий тариф в экспортном направлении кратно возросли, что значительно опережает темпы инфляции и ставит под угрозу конкурентоспособность казахстанских товаров на внешних рынках.

Писали по этой теме

Danone инвестирует 6 млн евро в расширение производства и экспорта молочной продукции из Казахстана

Международный пищевой гигант Danone значительно усилит свое присутствие на казахстанском рынке молочной продукции. Представители Министерства сельского хозяйства Казахстана и компании Danone

30.05.2025 12:00

Транспортный кризис: 90% субсидий достаются трем городам, регионы на грани остановки перевозок

Национальная палата предпринимателей «Атамекен» выявила серьезные системные проблемы в сфере субсидирования пассажирского автотранспорта в Казахстане. Эксперты бьют тревогу: несмотря на значи

30.05.2025 07:00

320 млн долларов: Турция и Катар инвестируют в первый в Казахстане комплекс глубокой переработки зерна

Крупномасштабный агропромышленный проект с участием международных инвесторов стартует в столице Казахстана. Турецкий холдинг Tiryaki Agro совместно с катарской компанией Hassad Food приступаю

29.05.2025 14:00

Турецкий фармгигант ORZAX инвестирует $40 млн в производство натуральных БАДов в Казахстане

Крупный турецкий производитель биологически активных добавок ORZAX планирует построить современный завод в Туркестанской области Казахстана. Инвестиции в проект составят 40 миллионов долларов

29.05.2025 11:00

ADTribune-2025: главное событие рекламной индустрии Казахстана пройдет в Алматы

5 июня 2025 года Алматы станет центром притяжения для профессионалов рекламной индустрии. В этот день состоится VII Рекламно-медийная конференция ADTribune-2025, организованная Центрально-Ази

28.05.2025 14:00

От владения к пользованию: Как рынок аренды в Казахстане достиг 702 млрд тенге и почему это только начало

За последние пять лет казахстанцы незаметно совершили важный экономический сдвиг — всё чаще предпочитают не покупать, а арендовать. Этот тренд затрагивает жильё, автомобили, технику и специал

27.05.2025 08:00

«Астана Моторс» инвестировала 12,8 млрд тенге в производство нового Hyundai Porter в Казахстане

В автоцентре Mycar Almaty состоялась презентация обновленной модели малотоннажного грузовика Hyundai Porter, который теперь выпускается на модернизированном заводе Hyundai Trans Almaty. Это в

27.05.2025 00:00