Финансы

Дата публикации: 30.05.2025 08:00

Система «бонус-малус» в автостраховании: почему одни водители платят больше, а другие меньше

На прошлой неделе депутат мажилиса Елнур Бейсенбаев раскритиковал страховые компании за рост цен на полисы ОГПО ВТС с апреля 2025 года. Управляющий директор центра развития страхового сектора Ассоциации финансистов Казахстана Бауыржан Нагманов разъяснил ситуацию и объяснил, почему текущие изменения необходимы для справедливого распределения страховых премий и развития рынка.

Почему растут цены на автострахование

Ситуация на рынке обязательного автострахования сегодня непростая. Инфляция, удорожание запчастей и ремонтных работ, а также рост числа ДТП превратили ОГПО ВТС в самый убыточный вид страхования в Казахстане. По данным АРРФР, в первом квартале 2025 года средний показатель убыточности страховых компаний превысил 100%, а у некоторых страховщиков достигает даже 120%.

Это означает, что страховые выплаты пострадавшим в ДТП превышают сумму собранных премий. В таких условиях страховщики не могут ни увеличивать размеры выплат, ни инвестировать в цифровизацию и развитие этого вида страхования.

Как работает система «бонус-малус»

Вместо повышения тарифов для всех водителей без исключения, в Казахстане применяется система персонального рейтинга «бонус-малус». Она определяет уровень риска каждого водителя и соответственно влияет на стоимость его страховки.

В Казахстане установлено 18 классов страхования, где 13-й — самый высокий (для самых безопасных водителей), а M2 — самый низкий. Интересно, что более 90% водителей в стране имеют 13-й класс, что говорит об их хорошем вождении, минимальных нарушениях ПДД и редком участии в ДТП по своей вине.

Благодаря единой страховой базе данных (ЕСБД) система накапливает статистику по каждому водителю и применяет индивидуальные тарифы с учетом реального страхового риска. Таким образом, аккуратные водители платят меньше, а новички, нарушители ПДД и те, кто часто попадает в аварии, — больше.

Кто платит больше и почему это справедливо

С 7 апреля 2025 года водители, впервые заключающие договор ОГПО ВТС, выделены в отдельный класс «А». Статистика показывает, что убыточность по таким водителям превышает 100%. Раньше опытные водители фактически «спонсировали» новичков, теперь же каждый платит за свой реальный риск.

Важно отметить, что через год безаварийного вождения новички могут значительно улучшить свой класс, что сразу вдвое снизит стоимость полиса. Это служит дополнительной мотивацией к безопасному вождению.

Больше платят и коммерческие водители, например таксисты, которые проводят на дорогах значительно больше времени. Шанс попасть в ДТП у таксиста примерно в 10 раз выше, чем у обычного водителя, даже если он профессионал высокого класса.

Особые случаи: межрегиональные ДТП и двухколесный транспорт

Если водитель зарегистрировал автомобиль в регионе с низкой аварийностью (и соответственно, более дешевой страховкой), но попал в ДТП в регионе с высокой аварийностью, его класс дополнительно понижается. Например, автовладелец из Алматинской области, ставший виновником ДТП в Алматы, должен платить по тарифам Алматы, иначе жители города будут переплачивать за риски, которые создают приезжие.

Водители скутеров, мопедов и мотоциклов с апреля 2025 года являются полноценными участниками дорожного движения. К ним применяется та же система «бонус-малус», что и к автомобилистам. Если у водителя мопеда уже есть опыт вождения и история страхования, система определит ему соответствующий класс как опытному участнику движения.

Международный опыт и преимущества персонализированного подхода

Система «бонус-малус» успешно применяется во многих развитых странах, включая США, Германию, Францию, Австрию и Бельгию. Она не только обеспечивает финансовую устойчивость страхового сектора, но и служит важным инструментом для профилактики аварийности и повышения дисциплины на дорогах.

Справедливое распределение страховых взносов, когда каждый платит соответственно своему риску, — это главный принцип современного страхования. Такой подход мотивирует водителей соблюдать правила дорожного движения и ездить более аккуратно, что в конечном итоге делает наши дороги безопаснее для всех участников движения.

Писали по этой теме

Нацбанк РК: банковская тайна в Казахстане сохранится, но изменится регулирование

Заместитель председателя Национального банка Казахстана Акылжан Байымагамбетов развеял опасения граждан относительно отмены банковской тайны в стране. В ходе недавнего выступления он подчеркн

30.10.2025 14:00

Доллар достиг 530,16 тенге на казахстанской бирже: новый уровень валютных торгов

Казахстанская фондовая биржа (KASE) зафиксировала очередное укрепление американской валюты относительно национальной. Средневзвешенный курс доллара по итогам торговой сессии составил 530,16 т

30.10.2025 13:00

Кредитный портфель МФО Казахстана рухнул на 16,6%: что происходит на рынке микрофинансирования

Рынок микрофинансирования в Казахстане переживает непростые времена. По данным Агентства по регулированию и развитию финансового рынка, кредитный портфель микрофинансовых организаций страны з

30.10.2025 10:00

Пауэлл разочаровал инвесторов: ФРС не спешит снижать процентные ставки

Председатель Федеральной резервной системы США Джером Пауэлл своими последними заявлениями серьезно охладил ожидания участников финансовых рынков относительно скорого смягчения денежно-кредит

30.10.2025 08:00

Доллар упал ниже отметки 529 тенге на казахстанской бирже

Американская валюта продолжает снижение на валютном рынке Казахстана. По данным торгов на Казахстанской фондовой бирже (KASE), курс доллара США опустился ниже психологически важной отметки в

30.10.2025 08:00

Курс тенге на 30 октября 2024: доллар укрепился, нефть показывает рост

На финансовых рынках Казахстана 30 октября зафиксированы значительные изменения валютных курсов. Американский доллар продолжает укрепляться относительно национальной валюты, в то время как це

30.10.2025 05:00

ИИ-аналитика в ритейле: как искусственный интеллект увеличивает прибыль на 20%

Современный ритейл переживает настоящую революцию благодаря внедрению технологий искусственного интеллекта. ИИ-аналитика становится мощным инструментом, способным решить ключевые проблемы тор

30.10.2025 05:00

Доллар подешевел на 1,80 тенге: курс USD упал до 529,96 тенге на KASE

Казахстанский тенге продемонстрировал укрепление по отношению к американскому доллару по итогам торговой сессии 26 декабря 2024 года. Средневзвешенный курс доллара США на Казахстанской фондов

29.10.2025 13:00

Дивидендная доходность казахстанских акций выросла в два раза и достигла 10,2%

Казахстанский фондовый рынок продемонстрировал впечатляющие результаты в 2024 году: средняя дивидендная доходность более чем удвоилась, достигнув рекордных 10,2%. Это стало возможным благодар

29.10.2025 12:00

Денежные переводы из Казахстана за рубеж упали на 9,4%: куда направляются миллиарды долларов

Казахстанцы существенно сократили объемы денежных переводов за границу в 2024 году. По данным Национального банка РК, за январь-сентябрь текущего года граждане отправили за рубеж $4,8 млрд, ч

29.10.2025 11:00

Тенге укрепился к доллару на 1,4% за неделю: казахстанская валюта демонстрирует стабильность

Казахстанский тенге продолжает показывать положительную динамику на валютном рынке, укрепившись к американскому доллару на 1,4% за прошедшую неделю. По итогам торгов доллар США торгуется по к

29.10.2025 08:00

Курс доллара торгуется у отметки 533 тенге на казахстанской бирже

Американская валюта продолжает демонстрировать относительную стабильность на торгах Казахстанской фондовой биржи. По последним данным, доллар США торгуется в районе психологически важной отме

29.10.2025 07:00