Дата публикации: 3.06.2025 08:00
Революция в авиатопливе: GOL и TAP Air Portugal внедряют систему IATA FuelIS для оптимизации расходов
GOL и TAP Air Portugal стали первопроходцами в использовании инновационного аналитического решения IATA FuelIS, которое позволит им оптимизировать расход топлива на основе отраслевых данных. Это значимое событие было объявлено на Генеральной ассамблее Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) в Нью-Дели, как сообщает корреспондент Kapital.kz.
Что такое IATA FuelIS и почему это важно
Аналитическая система IATA FuelIS представляет собой революционное решение, позволяющее авиакомпаниям в режиме реального времени сравнивать топливную эффективность своих самолетов и двигателей со средними показателями по отрасли. Пользователи получают доступ к детальной аналитике по выбранным рынкам, регионам, странам и типам воздушных судов с точки зрения расхода топлива.
Важность этого инструмента сложно переоценить, учитывая, что расходы на топливо составляют 25–30% от базовой стоимости авиабилетов, как подчеркнул старший вице-президент IATA по операциям, безопасности и охране труда Ник Карин.
Комментарии представителей авиакомпаний
«Аналитические данные помогут нашей компании точно оценить эффективность модернизации флота и измерить наш реальный вклад в глобальную декарбонизацию», — отметил генеральный директор TAP Air Portugal Луис Родригес.
В свою очередь, главный операционный директор GOL Альберт Перес подчеркнул стратегическое преимущество: «Решения, принимаемые на основе анализа данных сотен авиакомпаний по всему миру, становятся нашим серьезным конкурентным преимуществом в высокотехнологичной отрасли».
Как работает система и откуда берутся данные
В основе FuelIS лежит мощная информационная база платформы IATA Global Aviation Data Management (GADM), которая агрегирует данные более чем от 220 авиакомпаний, выполняющих свыше 8 миллионов рейсов ежегодно. Такой масштабный охват позволяет формировать достоверную картину эффективности использования топлива в мировой авиации.
Система даёт возможность авиаперевозчикам сравнивать свои показатели с отраслевыми стандартами и на основе полученных данных корректировать топливную стратегию, что приводит к значительной экономии и снижению углеродного следа.
Экономический эффект и влияние на экологию
С 2005 года IATA активно работает над повышением топливной эффективности в авиации. Эти усилия уже помогают выявлять потенциальные ежегодные сокращения потребления топлива на 4,76 миллиона тонн, что эквивалентно примерно 3,8 миллиардам долларов экономии в год.
Внедрение аналитических решений вроде FuelIS — важный шаг на пути к глобальной цели авиационной отрасли достичь нулевых выбросов углерода к 2050 году. Согласно докладу IATA, в котором рассмотрены 14 различных сценариев декарбонизации, наибольшее сокращение выбросов CO₂ ожидается за счет перехода на устойчивое авиационное топливо (SAF) — от 24% до 70% к 2050 году.
Будущее авиации: технологии и вызовы
Помимо оптимизации расхода традиционного топлива, отрасль активно движется к внедрению альтернативных источников энергии. Согласно различным прогнозам, использование водородных самолётов ожидается в период с 2035 по 2045 год, а электрических — с 2030 по 2045 год на ближнемагистральных маршрутах.
Однако существуют серьезные экономические вызовы: в настоящее время устойчивое авиационное топливо (SAF) в 2-6 раз дороже традиционного керосина. Эксперты прогнозируют, что к 2050 году цена снизится до 600–1400 долларов за тонну, но для массового внедрения потребуются значительные инвестиции и государственная поддержка.
Внедрение системы IATA FuelIS компаниями GOL и TAP Air Portugal — это не просто внутрикорпоративное решение, а важный шаг всей авиационной отрасли к более экономичному и экологичному будущему. Ожидается, что в ближайшие годы к этой инициативе присоединятся и другие международные перевозчики, что ускорит путь к достижению амбициозных целей по декарбонизации мировой авиации.