Дата публикации: 28.07.2025 13:00
Налоговая трансформация Казахстана: путь к фискальной устойчивости и эффективности
Казахстан инициирует масштабную реформу налогово-бюджетной системы, нацеленную на повышение устойчивости государственных финансов и справедливое распределение налоговой нагрузки. Новый курс фискальной политики предусматривает три ключевых направления, которые изменят экономический ландшафт страны уже в ближайшие годы.
Современное состояние фискальной системы: рост доходов при снижении эффективности
За последние два года доходы государственного бюджета Казахстана показали существенный рост — с 20,2 трлн тенге в 2022 году до 27,1 трлн тенге в 2024 году, увеличившись на 34%. Структура доходов остается стабильной: налоговые поступления формируют в среднем 73,9% бюджета, при этом основными источниками выступают НДС (28,3%), корпоративный подоходный налог (26,6%) и индивидуальный подоходный налог (11%).
Параллельно растут и бюджетные расходы, увеличившись на 40,8% — с 21,5 трлн тенге до 30,3 трлн тенге. Приоритетными направлениями расходов остаются социальный сектор: образование (21,6%), социальная защита (20,2%) и здравоохранение (9,1%).
Несмотря на положительную динамику в абсолютных цифрах, наблюдается тревожная тенденция снижения фискальной отдачи. Доля налоговых поступлений в ВВП сократилась с 20,5% в 2022 году до 17,5% в 2024 году. По этому показателю Казахстан находится среди стран с самой низкой налоговой нагрузкой, значительно уступая среднему уровню стран ОЭСР (33,9%).
«В современных условиях фискальная политика Казахстана становится стратегическим инструментом экономической стабильности и устойчивого развития», — отмечает заместитель директора Центра фискальной политики Института экономических исследований Эльмира Осипова.
Налоговая реформа: дифференцированный подход и справедливость
Первое направление трансформации — комплексная налоговая реформа, предусматривающая адаптацию налоговой нагрузки к отраслевой специфике. Ключевые изменения включают:
- Дифференцированные ставки КПН: 25% для банковского сектора (кроме кредитования МСБ) и игорного бизнеса, 20% базовая ставка для остальных налогоплательщиков, льготная ставка 3% для аграрного сектора;
- Повышение ставки НДС с 12% до 16% с компенсационными механизмами (увеличение доли налога, принимаемого к зачету, с 70% до 80%);
- Введение пониженных ставок НДС для медицинской сферы: 5% с 2026 года и 10% с 2027 года на реализацию медицинских изделий, препаратов и услуг;
- Прогрессивная шкала ИПН с 15% ставкой для лиц с годовым доходом свыше 8500 МРП;
- Снижение порога обязательной регистрации по НДС с 20 000 до 10 000 МРП.
Для организаций социальной сферы (образование, здравоохранение) запланировано поэтапное повышение ставки КПН: до 5% с 2026 года и до 10% с 2027 года, что отражает стремление к более справедливому распределению налогового бремени.
Систематизация налоговых расходов: прозрачность и эффективность льгот
Второе направление связано с внедрением системы оценки налоговых расходов — государственных льгот и преференций. Новый Бюджетный кодекс, принятый в 2025 году, законодательно закрепил понятие налоговых расходов и ввел обязательный Аналитический отчет, включающий:
- Количественную оценку выпадающих доходов бюджета от предоставленных льгот;
- Качественный анализ целесообразности и результативности льготного режима;
- Оценку соответствия налоговых льгот стратегическим приоритетам государства.
«Внедрение оценки налоговых расходов означает сдвиг к управляемым и оценимым инструментам фискальной политики. Это позволяет повысить фискальную прозрачность, выявить и устранить дублирующие, неэффективные и избыточные льготы», — подчеркивают эксперты.
Контроль за внебюджетными потоками: порядок в парафискальных платежах
Третье направление реформы — упорядочение внебюджетных финансовых потоков, в частности парафискальных платежей, которые обязательны по закону, но поступают не в бюджет, а в распоряжение юридических лиц, выполняющих общественно значимые функции.
Новый Бюджетный кодекс предусматривает:
- Обязательную отчетность государственных органов и акиматов о полученных внебюджетных средствах;
- Включение информации о таких поступлениях в годовой отчет по бюджету;
- Создание единого перечня всех парафискальных платежей с указанием их получателей и обоснованности.
Эти меры направлены на повышение прозрачности финансовых потоков и эффективности использования средств, собираемых с бизнеса и населения.
Международный контекст и перспективы
Проводимая в Казахстане фискальная реформа соответствует лучшим международным практикам стран ОЭСР и направлена на приближение к стандартам развитых экономик. При этом учитываются национальные особенности и текущий уровень экономического развития.
Успешная реализация трех стратегических направлений налогово-бюджетной трансформации позволит Казахстану укрепить финансовую устойчивость, повысить эффективность использования бюджетных средств и обеспечить более справедливое распределение налоговой нагрузки. В конечном итоге, это создаст прочную основу для устойчивого экономического роста и повышения благосостояния граждан страны.