Дата публикации: 2.06.2025 04:00
IATA: Правительства удерживают 1,3 млрд долларов средств авиакомпаний, Мозамбик возглавил антирейтинг
Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) опубликовала тревожные данные о глобальной проблеме блокировки средств авиаперевозчиков. По состоянию на конец апреля 2025 года правительства различных стран препятствуют репатриации 1,3 миллиарда долларов, принадлежащих авиакомпаниям. Эти средства представляют собой доходы от продажи авиабилетов и других услуг, которые компании не могут вернуть в страны своей регистрации из-за валютных ограничений и других барьеров.
Географическая концентрация проблемы
Наиболее острая ситуация сложилась в регионе Африки и Ближнего Востока (AME), на который приходится подавляющее большинство заблокированных средств — 1,1 миллиарда долларов или 85% от общей суммы. Согласно данным IATA, всего 10 стран ответственны за 80% глобальной блокировки. При этом география проблемы претерпевает изменения.
Мозамбик, ранее не возглавлявший этот антирейтинг, теперь вышел на первое место, удерживая 205 миллионов долларов средств авиакомпаний. Это значительное ухудшение по сравнению с октябрем 2024 года, когда блокировка составляла 127 миллионов долларов.
Позитивные тенденции на фоне общих проблем
На фоне общей напряженной ситуации наблюдаются и положительные сдвиги. Пакистан и Бангладеш, ранее входившие в пятерку стран с наибольшим объемом заблокированных средств, добились существенного прогресса. Пакистан сократил задолженность с 311 до 83 миллионов долларов, а Бангладеш — со 196 до 92 миллионов долларов.
Особенно выделяется пример Боливии, которая полностью ликвидировала задолженность в размере 42 миллионов долларов, числившуюся за страной в октябре 2024 года. Этот случай демонстрирует, что при наличии политической воли проблема может быть успешно решена.
Призыв IATA к действию
“Мы призываем правительства устранить все барьеры, мешающие авиакомпаниям своевременно репатриировать доходы от продажи авиабилетов и других видов деятельности”, — подчеркивают в IATA, напоминая о международных соглашениях и договорных обязательствах, которые должны соблюдаться всеми сторонами.
Блокировка средств создает значительные финансовые трудности для авиакомпаний, которые и без того работают в условиях жесткой конкуренции и тонких маржинальных показателей. В долгосрочной перспективе это может привести к сокращению маршрутов, повышению цен на билеты и ухудшению качества обслуживания на проблемных направлениях.
Эксперты отмечают, что для устойчивого развития международных авиаперевозок необходимо обеспечить свободное движение законно заработанных средств авиакомпаний в соответствии с принципами открытого и справедливого рынка.