Дата публикации: 19.06.2025 07:00
Бум автокредитования в Казахстане: рынок вырос на 36% в I квартале 2025 года
Аналитический центр Ассоциации финансистов Казахстана (АФК) представил детальный обзор рынка автокредитования за первый квартал 2025 года, выявив впечатляющий рост и значительные изменения в структуре заимствований.
Рекордный рост и укрепление позиций автокредитования
За январь-март 2025 года казахстанцы оформили 213 тысяч автокредитов на общую сумму 483 миллиарда тенге. Это на 36% превышает количество выданных займов за аналогичный период 2024 года (156 тысяч) и на 22% больше по объему финансирования (395 миллиардов тенге). Особенно примечателен тот факт, что темпы роста автокредитования значительно опережают общие показатели розничного кредитования, увеличившегося лишь на 9%.
В результате такой динамики доля автокредитов в структуре розничного кредитования выросла до 12,7% по сравнению с 10,2% годом ранее, что подтверждает статус автокредитования как одного из ключевых драйверов розничного банковского сектора.
Изменение портрета заемщика: смещение к среднему сегменту
Средний размер автокредита в I квартале 2025 года составил 6,4 миллиона тенге, увеличившись на 2% относительно аналогичного периода прошлого года. Это коррелирует с умеренным ростом цен на автомобили в стране (+4%).
Наиболее заметные изменения произошли в структуре распределения заемщиков. Сегмент кредитов от 3 до 10 миллионов тенге теперь занимает 75,2% рынка против 66,4% годом ранее. Эта трансформация отражает не только динамику цен, но и смещение потребительских предпочтений в сторону более доступных моделей автомобилей на фоне усиливающейся конкуренции между автодилерами.
Улучшение условий кредитования и ужесточение требований к заемщикам
Борьба за клиента между финансовыми организациями привела к улучшению условий кредитования. Средневзвешенная ставка по автокредитам снизилась до 14,8%, что заметно ниже базовой ставки Национального Банка и средних ставок по другим розничным кредитным продуктам.
Одновременно с этим банки стали более консервативны в оценке рисков. Доля одобренных заявок на автокредиты сократилась с 18,5% до 15,7%, что существенно ниже среднего показателя по розничному кредитованию в 26,6%. Эксперты связывают это с жесткой денежно-кредитной политикой, обсуждаемым повышением налогов на доходы от розничного бизнеса и сокращением числа платежеспособных заемщиков.
Высокое качество кредитного портфеля сохраняется
Несмотря на активный рост, качество портфеля автокредитов остается на высоком уровне. Уровень просроченной задолженности составляет 3,2%, что лучше общего показателя по розничному кредитованию. Этому способствуют строгие критерии отбора заемщиков, наличие залога в виде автомобиля и возможность использования приобретенного транспорта для получения дополнительного дохода (такси, курьерские и логистические услуги).
Важным показателем является снижение доли ежемесячных платежей по автокредитам в доходах населения с 27,7% до 24,2%. Это стало возможным благодаря более быстрому росту заработных плат относительно среднего размера платежа.
Каждый второй автомобиль приобретается в кредит
Высокий спрос на автокредиты в сочетании с сезонным снижением количества зарегистрированных автомобилей привел к тому, что доля кредитных сделок от всех регистраций в первом квартале достигла рекордных 52,7% против 42,6% в аналогичном периоде прошлого года.
Примечательно, что объем производства автомобилей внутри страны за I квартал 2025 года традиционно замедлился до 32,3 тысяч единиц (по сравнению с 54,3 тысячами в IV квартале 2024 года). В результате доля произведенных в Казахстане автомобилей от общего количества зарегистрированных снизилась до 8% с 10% ранее.
Прогнозы: дальнейший рост и ключевая роль в розничном кредитовании
Аналитики АФК прогнозируют во II квартале 2025 года дальнейшее повышение и без того высокого спроса на автокредиты. Этому будут способствовать ожидания дальнейшего снижения процентных ставок и расширение продуктовой линейки банков.
При этом жесткий скоринг и тщательный отбор заемщиков продолжат играть сдерживающую роль, удерживая рост в приемлемых рамках. Учитывая замедление активности в других сегментах кредитования, автокредитование, вероятно, сохранит ключевую роль в обеспечении прироста розничного кредитного портфеля банков.
Эксперты отмечают, что освобождение автокредитов от расчета коэффициента долговой нагрузки (КДН), маркетинговые акции автосалонов и цифровизация процедур получения займа будут дополнительно стимулировать рынок автокредитования в 2025 году.