Дата публикации: 11.06.2025 09:00
Транспортный коллапс в Астане: Депутат предлагает изменить рабочее время для госслужащих
Столица и другие крупные города Казахстана столкнулись с критической перегрузкой дорожной инфраструктуры. Депутат Мажилиса Асылбек Нуралин предложил радикальные меры для решения этой проблемы, включая изменение графика работы государственных служащих.
Астана на грани транспортного коллапса
Стремительный рост населения крупнейших городов Казахстана, особенно Астаны и Алматы, привел к серьезному дисбалансу между имеющейся дорожной инфраструктурой и транспортными потребностями жителей. Ситуацию усугубляют стихийная урбанизация и ежедневная маятниковая миграция из пригородов.
«По прогнозным оценкам, численность населения столицы может достичь 2 миллионов человек уже в ближайшие годы. Основная масса рабочих мест и объектов социальной инфраструктуры сосредоточены в центральной части города. При одномоментном наплыве людей с близлежащих населенных пунктов по пути на работу и обратно возникает транспортный коллапс», — отметил депутат Асылбек Нуралин в своем запросе на имя премьер-министра Олжаса Бектенова.
Государственные служащие как ключ к решению проблемы
Особое внимание в предложениях депутата уделяется государственному сектору, на который приходится значительная часть трудоустроенных жителей столицы.
«Более 50% работников в Астане заняты в государственных учреждениях. В этой связи необходимо рассмотреть возможность перераспределения транспортных потоков для работников центральных исполнительных органов, национальных компаний и подведомственных организаций», — подчеркнул Нуралин.
Ключевым предложением депутата стало рассмотрение возможности изменения графика рабочего времени для сотрудников государственных структур. Такая мера позволила бы значительно снизить нагрузку на транспортную систему в часы пик.
Комплексный подход к модернизации транспортной системы
Депутат представил трехступенчатый план действий, который включает:
- Создание межведомственной рабочей группы по выработке упреждающих мер в сфере транспортной политики
- Выделение дополнительных средств из республиканского и местных бюджетов на модернизацию транспортной инфраструктуры столицы и крупных городов
- Усиление координации между центральными и региональными структурами в вопросах планирования, строительства транспортных развязок, современных пешеходных переходов и управления транспортными потоками
«Мы убеждены, что совместными усилиями законодательной и исполнительной ветвей власти возможно модернизировать дорожно-транспортную инфраструктуру, она может стать удобной и комфортной», — заявил Асылбек Нуралин.
Курс на устойчивую городскую мобильность
По мнению парламентария, стратегическими ориентирами должны стать идеи полицентричности городского развития, устойчивой мобильности и снижения зависимости граждан от личного автомобиля. Комплексный подход к развитию городской инфраструктуры позволит не только решить текущие проблемы, но и создать задел на будущее.
Стоит отметить, что вопрос транспортной загруженности стал особенно актуальным после перехода Казахстана к единому 5-му часовому поясу (UTC+5) с 1 марта 2024 года. Несмотря на петицию граждан о возврате к прежней системе часовых поясов, собравшую более 50 тысяч подписей, рабочая группа при Министерстве торговли и интеграции Казахстана приняла решение сохранить единый часовой пояс. Премьер-министр Олжас Бектенов подчеркивал, что это решение основано на научных исследованиях, проведенных как в Казахстане, так и за рубежом.
Мониторинг влияния смены часового пояса на здоровье населения был представлен министром торговли и интеграции Арманом Шаккалиевым на заседании правительства 11 марта 2025 года.
Эксперты в области городского планирования отмечают, что реализация предложений депутата Нуралина может стать первым шагом к трансформации транспортной системы Казахстана в соответствии с современными мировыми стандартами устойчивого развития городов.