05.08.2020

Как малому и среднему бизнесу создать финансовую подушку безопасности

Как малому и среднему бизнесу создать финансовую подушку безопасности

Финансовая подушка — это уверенность и возможность идти на риск в ожидании большей прибыли.

Финансовая подушка —  это уверенность и возможность идти на риск в ожидании большей прибыли. В случае кризиса эти деньги помогут продержаться на плаву до тех пор, пока не изменится ситуация или не найдется выход. В данной статье, эксперты портала Audit-it расскажут, как МСБ накопить деньги.

Базовые правила формирования резервов

Секрет успеха – регулярные отчисления от чистой прибыли. Здесь каждый определяет самостоятельно, сколько от заработанных денег откладывать (обычно речь идет о 10-15%).

Если у компании есть просроченные задолженности, то с «подушки» сначала выплачиваются долги, а затем продолжается процесс накопления. Главное, не останавливаться, иначе подушка безопасности так и останется несбывшейся мечтой.

Обычно эксперты рекомендуют распределять накопления по трем фондам:

  1. Неприкосновенный запас. Финансы на случай серьезных проблем. Например, мировой спад экономики или пандемия.
  2. Юридические затраты. С этих денег выплачиваются юридические и судебные издержки при возникновении непредвиденных обстоятельств. 
  3. Развитие. Деньги на покупку недвижимости, оборудования, пополнение оборотных средств и пр.

Правильным решением станет установление неснижаемого остатка по каждому фонду. Все, что копится сверху – приятный бонус, который можно пустить в дело при необходимости.

Оптимальный размер подушки безопасности

Если смотреть на прошлые кризисы, можно сказать, что для удержания на плаву в сложные времена, бизнесу нужен запас, равный сумме 6-12 ежемесячных трат. Учитываются все расходы: за заработную и арендную плату, налоги, кредитные выплаты и пр. 

Как хранить деньги на черный день?

Экономисты уверены: чтобы «подушка» однажды сработала, необходимо, чтобы средства откладывались в виде наличных или легко конвертировались в денежные единицы. Поэтому нет смысла вкладываться в неликвидные активы: ценные бумаги, драгоценные металлы. В случае спада, их придется продавать ниже себестоимости, чтобы срочно выручить необходимую сумму.

Оптимальное решение подбирается индивидуально: кто-то хранит в сейфе, кто-то на бессрочном депозите или расчетном счете. Некоторые предприниматели предпочитают валютные счета и конвертируют деньги в денежные единицы 2-3 государств (это позволяет сбалансировать курсовые колебания, сохранить покупательскую способность накопленных средств).

Где найти деньги для подушки безопасности?

В непростые времена нужно использовать любую возможность для восполнения финансовых резервов. Обычно предлагают такой алгоритм:

  1. Подсчитайте все финансовые остатки на расчетных счетах компании.
  2. Рассчитайте сумму дебиторской задолженности, которую можно собрать в ближайшее время (также обязательно запишите те долги, по которым есть риск просрочки).
  3. Максимально настойчиво и активно соберите все долги.
  4. Проведите расчет затрат компании в ближайшие 3-6 месяцев (при условии, что улучшений не будет, равно как и внешней помощи). 
  5. Выделите постоянные и переменные издержки.
  6. Сократите все расходы, которые можно сократить. Если нельзя – найдите варианты экономии. 
  7. По возможности сдвиньте сроки погашения кредиторской задолженности (лизинг, арендные платежи, плата за коммунальные услуги, выплаты по банковским займам и т. д.).
  8. Найдите дополнительные источники дохода – от банковских кредитов до займа денег у друзей, родственников. 
  9. Проанализируйте имеющиеся активы. Если что-то не используется, продайте. 
  10. Как руководитель, проанализируйте собственные расходы. Возможно, их можно урезать, а высвободившиеся средства направить на нужды компании. 
  11. Пересмотрите систему оплаты труда. Возможно, стоит перейти на сокращенный рабочий день, перевести сотрудников на дистанционный формат работы. Кризис – самое время пересмотреть важность каждого человека в вашей организации. Если есть сомнения в необходимости штатной единицы, то сокращайте и оптимизируйте. 
  12. Составьте план выживания на ближайшие месяцы. Для этого выделите средства на погашение обязательных расходов в ближайшие 3-6 месяцев. После этого 10% от оставшихся денег переведите в резерв. Остаток можно пустить для покрытия переменных издержек. 

Подобные меры будут полезны и малому, и среднему бизнесу вне зависимости от того, имеются ли хотя бы минимальные финансовые резервы. Подушка безопасности в любом ее виде —  это возможность продержаться без серьезных убытков дольше и встать на ноги быстрее, чем конкуренты. 

Последние статьи
Все статьи